21.12.2007 Более сорока компаний города специализируются на профессиональной организации праздников и event-мероприятий. Чтобы выделиться, предприниматели развивают специализацию, а кооперируясь с конкурентами, делают мероприятия сложнее и интереснее .
Почему для event-агентств нет невыполнимой задачи?
Зачем конкуренты на event-рынке становятся партнерами?
Как event-компании «золотят крючок для клиента»?
Почему нерекламистов втягивают в event-рынок?
В городе возникла индустрия организации праздничных мероприятий. Основатель продюсерского центра «КнязевЪ» СЕРГЕЙ КНЯЗЕВ считает, что сегодня в этом бизнесе небольшая конкуренция и быстрорастущий спрос: бюджеты на проведение корпоративных вечеринок становятся официальными и весомыми, а состоятельная часть заказчиков-физлиц предпочитает заказывать проведение частных праздников профессионалам.
Агентства и заказчики подогревают интерес к организации праздников
Емкость рынка организации празд-ничных мероприятий и event-услуг, по данным Российской ассоциации маркетинговых услуг, в 2007 г. составила примерно $250 млн. Менеджер корпоративных программ ООО «Спортивный Клуб «Хабарское» АЛЕКСАНДР ИВАНОВ констатирует: «Времена массовиков-затейников, предлагающих второсортный продукт, уходят. Люди пресытились «веселыми стартами», им хочется чего-то неординарного». НАТАЛЬЯ ЛОКТЕВА, проект-менеджер агентства креативной рекламы «Динамика Моделс»: «Многие компании активно используют организацию специальных событий и как маркетинговый инструмент, даже если просто выезжают на отдых. Особенно если на отдых приглашают партнеров. Обычной вечеринки тут уже недостаточно».
По словам экспертов, чаще всего заказчиками выступают представители тех отраслей, где есть свои профессиональные праздники: День пищевика, День металлурга, День строителя. Большой объем заказов организаторы получают и за счет общенациональных праздников, таких как Новый год, 8 Марта.
Эксперты утверждают, что на рынке организации праздничных мероприятий эффективно работает «сарафанное радио». Наталья Локтева: «Примерно три четверти наших заказчиков — люди, уже побывавшие на наших мероприятиях в качестве гостей или пришедшие по рекомендации». Расширяя комплекс услуг, агентства еще больше подогревают интерес аудитории к event-маркетингу. Директор агентства «Мастерская праздника Татьяны Царевой» ЕЛЕНА ШЕРШАКОВА: «Мы ежегодно предлагаем что-то новое. В этом году — надувные пневмоконструкции. Надувная горка проще в использовании, чем профессиональный скалодром, и подходит для более широкого круга клиентов».
Елена Маргулец полагает, что умелые организаторы мероприятия добиваются эффекта выделения бренда нестандартным решением. В презентации Audi Q7 это был мотоциклист, который разбивал стекло и въезжал в салон перед появлением авто. Г-жа Маргулец подчеркивает, что можно было сделать трюк и с въездом в салон самого автомобиля, если заказать специальное стекло на «Мосфильме». Для этого необходимы лишь дополнительные время и деньги. По мнению экспертов «ДК», опытные организаторы мероприятий изучили возможности нижегород-ского и российского рынка, и для них нет невыполнимых задач.
Как замечает г-жа Маргулец, люди, присутствующие на хорошо организованных корпоративных праздниках, в свою очередь, «учатся веселиться», повышают культуру досуга и формируют спрос на организацию частных «событий» — проведение свадеб, юбилеев. Сергей Князев: «Если агентство хорошо провело корпоративку, то директор, у которого на носу юбилей, обратится прежде всего к нему».
На event-рынке началась специализация
На нижегородском event-рынке работают универсальные агентства, успевшие накопить опыт организации мероприятий. «Мастерская праздника» специализируется на них уже давно. Г-жа Шершакова считает, что компании с большим опытом работы и хорошими связями не составит труда сделать любое мероприятие. Как поделилась директор РА «Ace-Target Волга» НАТАЛЬЯ СНЕГЕРЕВА, хотя ее агентство специализируется на оказании комплекса услуг по продвижению бренда, оно может организовать и event-мероприятие, если это входит в задачи рекламной кампании, причем в нескольких городах одновременно.
Эксперты «ДК» уверены, что растущий спрос на event-услуги, повышающиеся требования к их качеству и креативной составляющей дали возможность выйти на этот рынок нерекламным компаниям. Основное направление работы агентства «Ледаро-Арт» — проведение концертов звезд, но оно также организует корпоративные мероприятия и акции по продвижению бренда, сотрудничает с агентствами, устраивающими аналогичные мероприятия. Елена Маргулец признается, что ей выгодно развивать event-направление: там меньше финансовых рисков, чем при организации концертов. По мнению экспертов, невысокие риски при хорошей отдаче стимулируют другие специализированные компании развивать event-деятельность.
Главный редактор журнала BTL-magazine ОЛЬГа СПИРИНА обращает внимание на то, что специализированные компании привлекают клиентов прежде всего качеством: «Например, если компания проводит презентации, у нее налажены связи с кейтеринговыми фирмами — ресторанами выездного обслуживания. Если организует road-show — упор на логистику». Александр Иванов: «Преимущества СК «Хабарское» — известный бренд и уникальные виды развлечений, например, гонки и сафари на джипах, оборудованная для игры в «Форт Боярд» старинная усадьба». Сергей Князев поясняет: «Рынок сегментируется. Event-агентства начинают специализироваться на проведении определенных мероприятий: сложно заниматься всеми праздниками — частными, детскими, корпоративными Сегментирование позволяет скорее продвигать себя на рынке». Г-н Князев выделяет четыре сегмента, каждый из которых охватывает примерно 25% рынка: корпоративные мероприятия, внешние PR-акции, городские и политические праздники, частные праздники.
На рынке event-услуг постоянно появляются свежие направления, отрасль вовлекает все новых профессионалов, в том числе со смежных рынков. С развитием активного корпоративного отдыха армия «ивентистов» пополнилась представителями экстремальных видов спорта — скалолазами, владельцами лошадей, байдарочниками... Сразу стали формироваться event-агентства «активного типа», такие как UP&UP, — устроители «веревочных городков». Эволюцию продолжило открытие баз СК «Хабарское», «ЭкстримЛэнд», «Курорт экстремального отдыха Ultra-X», «Акватория», «Подсолнухи». Базы выступают и как организатор, и как арендодатель площадки, ориентируясь не только на корпоративных клиентов, но и на частных лиц. Как сообщил PR-директор компании «ЭкстримЛэнд» АЛЕКСЕЙ СИЗОВ, согласно исследованиям компании, за полгода количество нижегородцев — любителей экстремальных видов отдыха увеличилось на 30%. Заместитель директора конного клуба «Амазонка» НАТАЛЬЯ БОГДАНОВА отмечает, что за последний год число занимающихся в клубе выросло вдвое. С прошлого года возрос интерес к конному спорту со стороны корпоративных заказчиков, появилось много клиентов из Москвы. По мнению экспертов, самые популярные виды спорта среди нижегородцев — горный велосипед, сноуборд, горные лыжи. Вместе с тем растет и число поклонников экзотических направлений: кайтсерфинга, вейкбординга, маунтинбординга. Среди корпоративных программ наиболее популярны активные виды тим-билдинга и сюжетно-ролевые игры.
Качественные спецплощадки, появляющиеся в городе и за городом, стимулируют интерес к проведению «ивентов» и расширяют возможности организаторов. Инфраструктура нового клуба Z-Top предусматривает работу с автодилерами — часть барной стойки и стена могут разбираться для въезда автомобиля в зал и презентации новых моделей. Площади «ЭкстримЛэнда» или «Хабарского» позволяют организовать мероприятие на 600-800 человек.
Конкуренты раскручивают спрос сообща
Эксперты отмечают, что на растущем рынке event-услуг даже прямые конкуренты делают общее дело: формируют и стимулируют спрос. Поэтому они объединяются. Стремление работать сообща особенно сильно среди «экстремалов». Продавцы товаров и услуг для активных и экстремальных видов отдыха создали на базе ТЦ «Новая эра» «ДРАЙВ КЛУБ». Он будет проводить мероприятия, знакомящие нижегородцев с различными видами экстремального спорта, чтобы разогреть в городе спрос на спортивные товары и услуги. «Рынок только начинает развиваться, — характеризует тенденцию генеральный директор ТЦ «Новая эра» ЕВГЕНИЙ ЯСТРЕМСКИЙ. — Сегодня популяризация экстремальных видов спорта и активного отдыха важнее, чем угроза конкуренции». В клуб входит основной пул «спортивных» арендаторов ТЦ. АЛЕКСАНДР ИВАНОВ, PR-менеджер ООО «СК «Хабарское»: «Три года назад к нам приезжало по 200 машин за выходные, два года назад — уже 700 машин, в прошлом году — до 2000 машин за уик-енд». Антон Машковцев: «Подобный клубный формат уже себя оправдывает — SUBARU-клуб, например. Целевая аудитория в подобных объединениях хоть и достаточно узкая, но весьма активная». «Члены клуба могут принимать участие в наших мероприятиях, тестировать оборудование, получать информацию о новинках, сервис, консультации специалистов, клубные скидки», — заявляет директор клуба АЛЕКСАНДР ГОРБУНОВ, президент Федерации виндсерфинга и кайтсерфинга Нижегородской области. Организаторы налаживают сотрудничество с горнолыжными комплексами, федерациями и другими потенциальными партнерами, заинтересованными в совместном проведении акций и мероприятий. По данным исследований «A3 Advertising Group», примерно 30% нижегородцев предпочитает активный отдых. Их число растет.
Как замечает Наталья Снегерева, благодаря специализации игроки на рынке event-услуг оказываются не конкурентами, а союзниками, часто пересекаясь и сотрудничая. Александр Иванов: «Для нас важно сотрудничество. Многие темы в Хабарском в одиночку не развить. Этой осенью мы организовали горнолыжную школу для молодежи, создали первую коммерческую команду по горным лыжам и сноуборду. Нам нужна поддержка партнеров, например «ДРАЙВ КЛУБА».
Директор бюро «Мисс Нижний Новгород» и главный редактор журнала «Я покупаю» ЕКАТЕРИНА ЧУДАКОВА подтверждает, что типовое мероприятие — «шарики, фуршет, ведущий...» — агентство может провести и в одиночку. Но для организации знаковых событий вроде конкурса красоты «Мисс Нижний Новгород» без помощи специализированных партнеров не обойтись. Елена Маргулец: «Задача организаторов крупных мероприятий не просто предложить нечто неординарное, но и выбрать нужных профессионалов, скоординировать их работу». «Заказчику удобнее, чтобы организация меро-приятия была сосредоточена в одних руках, — считает Наталья Снегерева. — Для нас нет слова «не могу». Мы хорошо знаем рынок, знаем, кто и как может предоставить недостающую услугу, умеем договориться, проконтролировать качество». «Сейчас заказчики требуют от организатора уже комплекса услуг, — анализирует спрос Наталья Локтева. — Реализовать можно любую идею со множеством субподрядчиков. Но ответственность за результат несем мы». Поэтому операторы постоянно расширяют круг подрядчиков, начиная сотрудничество с проверки на небольших акциях или получая рекомендации от прежних клиентов, отзывы других участников рынка.
Агентства привлекают клиентов статусными мероприятиями
Специализация помогает агентствам сделать на рынке имя и получить дополнительное преимущество в глазах потенциальных клиентов. Елена Маргулец считает, что в большинстве случаев обращаются за организацией событийных мероприятий благодаря известности компании на рынке шоу-бизнеса. Елена Шершакова: «Необычные мероприятия «привязывают» к нам клиента и дают повод для отличной рекомендации».
Крупномасштабные события клиенты устраивают все же нечасто — «ивентисты» проводят свои фирменные мероприятия. Кроме законного агентского заработка, организатор повышает ценность фирменного бренда. Екатерина Чудакова: «Чтобы заинтересовать зрителей, нужно сделать мероприятие статусным. Мы постоянно повышаем уровень конкурса, анализируем сделанное и собираем опыт лучших мировых шоу». Чем громче имя организатора, тем солиднее спонсорский пул. Как указывает исполнительный директор агентства «АСС» ОЛЬГА ХИТРОВА, широкие рекламные возможности, эффективность контактов с целевой аудиторией привлекают внимание спонсоров: «Модные события, такие как «Золотой подиум», происходят в городе нечасто. Внимание к ним и СМИ, и «нужной» общественности гарантировано». Екатерина Чудакова добавляет, что имидж соорганизатора конкурса «Мисс Нижний Новгород» помогает журналу «Я покупаю» проводить модные клубные вечеринки для рекламодателей, повышая их лояльность и напрямую влияя на успехи финансовой деятельности.
Татьяна Антропова, Деловой квартал
www.abm.r52.ru
Все новости