Интеграторы пытаются развить спрос на «умные дома»

03.02.2008
Рынок внедрения системы «умный дом» развивается медленно. Интеграторы под названием «умный дом» продают различные системы, зачастую не имеющие ничего общего с этим понятием. Недостаточное количество корпоративных крупных заказов вынуждает игроков работать с капризными и менее доходными частными клиентами.
эксперты


Олег Зыкин
генеральный директор ООО «Нижегородская техническая компания»
Павел Кондратьев
ведущий инженер компании ООО «Протект»
Дмитрий Надыгин
технический директор ООО «ОнЛайн»
Мария Свиридова
директор компании «Роза ветров»
Олег Сорокин
генеральный директор ГК «Столица Нижний»
Роман Фияксель
директор «Интернет Лаборатории»
Для чего застройщикам система «умный дом»?

Почему интеграторы неохотно автоматизируют коттеджи?

Почему спрос на технологию «умный дом» растет медленно?

На нижегородском рынке внедрения системы «умный дом» работает порядка 10 компаний, которые за пять лет после появления технологии в регионе реализовали систему лишь в четырех коммерческих зданиях. Игроков, специализирующихся только на «умных домах», в городе нет, но система «входит в моду». На волне интереса к «интеллектуальным зданиям» инжиниринговые компании и системные интеграторы создали отделы из штатных сотрудников и пытаются интегрировать систему заказчикам. Директор ООО «НТК» Олег Зыкин поделился: «В общей структуре направление пока дает лишь несколько процентов — мы, по большому счету, работаем на перспективу». Как замечает технический директор ООО «ОнЛайн» Дмитрий Надыгин, нередко команда формируется «под заказ» с привлечением субподрядчиков — физических лиц и организаций.

Интеграторы продают под «умным домом» разные системы


Нижегородские интеграторы и застройщики могут назвать «умным домом» как систему автоматизации и диспетчеризации всех систем жизнеобеспечения коммерческих зданий, так и ее элементы, и даже набор «игрушек» типа включения света в коттедже по хлопку хозяина. По словам Олега Зыкина, термин «умный дом» стал напоминать «евроремонт» — слово одно, а качество и стоимость работ могут сильно варьироваться. А потому разброс цен от нижегородских интеграторов просто колоссальный. Стоимость полного комплекса работ по автоматизации и диспетчеризации здания в Нижнем Новгороде колеблется от $7 до $1000 за кв.м. Дмитрий Надыгин уверен, что «умный дом» не может стоить $7 за кв.м: «Люди, которые называют такие цены, попросту некомпетентны. У нас только пожарная сигнализация стоит 10 евро за кв.м, а это самые обыкновенные провода и контроллеры». Стоимость $1000 за кв.м большинство экспертов называют запредельной. Ведущий инженер ООО «Протек» Павел Кондратьев нечеткую ценовую политику объясняет тем, что интеграторы используют как дорогое брендовое оборудование, так и промышленное, которое на порядок дешевле. Атмосфера ценового хоаса негативно отражается на спросе. Заказчики попросту боятся быть обманутыми.

Интеграторы пытаются привлечь корпоративных клиентов


Нижегородские игроки говорят о большом количестве проектов, которые находятся в стадии разработки, но отказываются их называть. Реально завершенные проекты можно пересчитать по пальцам. Интеграторы винят во всем заказчиков: последние, по словам подрядчиков, никак не могут понять, что им нужно.


Подрядчики же в продвижении системы делают упор на оптимизацию расходов. Олег Зыкин основными мотивами корпоративных заказчиков считает экономию и удобство: «Во-первых, заказчик уменьшает расходы за счет сокращения численности обслуживающего персонала. Во-вторых, в течение года система автоматизации сэкономит 20-30% расходов на энергоресурсы». По данным директора «Интернет Лаборатории» Романа Фиякселя, внедрение полного комплекса современных систем автоматизации окупается за два-три года. «Интернет Лаборатория» внедрила систему в бизнес-центре «Теледом» на улице Белинского. Как отмечает Роман Фияксель, изначальные вложения в автоматизацию управления зданием составили порядка 1000 руб. за кв.м. Сколько за это время сэкономлено на энергоресурсах, г-н Фияксель ответить не смог.


Эксперты утверждают, что внедрение системы «умный дом» или ее отдельных элементов удачно использовалось для привлечения арендаторов в бизнес-центр «Теледом» и торгово-развлекательные центры «Этажи», «Республика» и «Фантастика» руководством Группы компаний «Столица Нижний». По словам генерального директора ГК «Столица Нижний» Олега Сорокина, системы «умного дома» — жизненная необходимость: «Современное здание должно быть удобным, комфортным и безопасным. Я уверен, что застройщик просто не может позволить себе экономить на подобных вещах». При этом арендные площади ГК «Столица Нижний» остаются самыми дорогими в городе. Система «умного дома» помогает зарабатывать на аренде.

Интеграторы внедряют систему на субподряде у федеральных конкурентов


Нижегородские компании продвигают систему «умный дом», но почти никто не может похвастаться самостоятельно внедренным проектом. Местные компании успешно работают лишь на субподряде у московских или иностранных интеграторов. По словам Дмитрия Надыгина, его компания начала работать над зданием компании «Верхневолжск-нефтепровод» на этапе проектирования. «Проектировщики были московские. Они взяли нас на субподряд. Тут все хитро завязано: формально работают одни, а неформально — совершенно другие», — поделился г-н Надыгин. Не менее «хитрая» ситуация — в «ИКЕА». Основной интегратор — зарубежная компания, но, как утверждают игроки рынка, текущее сопровождение системы выполняет местный оператор.


Реализованные объекты представляют собой совокупность сложных технических решений. Эксперты утверждают, что смонтированные системы нуждаются в ежемесячном обслуживании. Причем контролировать работу системы может только компания-интегратор. По мнению экспертов, сторонней организации разобраться в инженерных системах будет практически невозможно. По данным игроков рынка, средняя стоимость абонентского обслуживания для частного заказчика — 20 тыс. руб. в месяц. Как рассказал Роман Фияксель, специалисты его компании примерно один-два раза в месяц проверяют системы «Теледома». Абонентская плата за обслуживание составляет около 6000 руб. в месяц.

Интеграторы считают работу с частным заказчиком малопривлекательной


Не получая крупных заказов, игроки рынка принялись монтировать «мозги» частным коттеджам и квартирам. Но представители местных интеграторов плохо представляют, как работать с частными заказчиками. Продвигая систему, они пытаются делать упор на экономию энергоресурсов. Как рассказал один из экспертов: «Для частного заказчика «умный дом» — это на 90% «понты» и лишь на 10% — удобство и экономия». При этом эксперты утверждают, что спрос будет расти «только за счет понимания выгод от внедрения «умного дома». Продавать клиенту «понты» он не собирается.


Олег Зыкин добавляет, что частные заказы интересны как объекты для обучения, прибыль они приносят небольшую: «Автоматизация коттеджа — длительный процесс. Электрики, отделочники, дизайнеры проект растягивается на год-полтора. Накладные расходы становятся запредельными». Работу интеграторы ведут параллельно с другими подрядчиками, что может затянуть проект на два года и более. Один из экспертов заявил: «Представьте, только проложили сеть, как дядя с перфоратором делает в стене «очень нужную» дырку и, как всегда, попадает прямо в кабель». Поэтому часть интеграторов от внедрения «умного дома» частникам отказались. Дмитрий Надыгин: «Мы сотрудничаем с крупными заказчиками. Мы же не магазин и не можем позволить себе работать с частным клиентом. Им нужен салон с наглядной демонстрацией систем».


Полтора года назад интеграторы связывали рост спроса с появлением коттеджных поселков. Пока ни в одном из них коттеджи не оснащены технологией «умный дом». Как рассказала директор компании «Роза ветров» Мария Свиридова, внедрять «умный дом» в коттеджах своего поселка она не будет: «Котел для отопления под «умный дом» стоит 5000 евро, простой — 600 евро. Как мы можем решать за заказчика, какой котел ему ставить?»

Интеграторы ждут повышения спроса в ближайшем будущем


Все игроки рынка утверждают, что спрос на «умный дом» будет расти, но не могут внятно объяснить причин будущего роста. По словам экспертов, спрос увеличится за счет понимания заказчиком преимуществ системы. Для этого необходимо, чтобы выгоды подтверждались реально существующим объектом. Эксперты добавляют, что появились специализированные журналы, часто рассказывают об «умных домах» телеканалы. Потенциальные клиенты все чаще интересуются технологией, но, узнав цены, отказываются. Стройка забирает слишком много денег.

детали


Нижегородские «интеллектуальные здания» можно пересчитать по пальцам
В Н. Новгороде реализовано четыре проекта «интеллектуального здания» для корпоративных заказчиков: бизнес-центр «Теледом», торгово-развлекательный центр «МЕГА» (компания «ИКЕА»), здание компании «Верхневолжскнефтепровод» и здание Intel на улице Тургенева. В апреле текущего года планируется реализовать систему «умный дом» в строящемся гипермаркете «Мосмарт». Элементы «умного дома» присутствуют в торгово-развлекательных центрах «Этажи», «Республика», «Фантастика». В настоящее время завершен проект системы «умный дом» в ТЦ «Гагаринский», реализуются проекты внедрения комплексных систем автоматизации в административно-офисном здании «Арсо-Приволжье», жилом комплексе премиум-класса «Изумрудный замок», готовится проектная документация для здания «Росрезерва».
Источник: ДК
Что такое «умный дом»
«Умный дом» — автоматизация и диспетчеризация строительного объекта. Это интеллектуальная система управления, которая позволяет связать в одну логическую систему инженерные, охранные и иные системы современного здания: электроснабжение, водоснабжение, вентиляцию, освещение, отопление, кондиционирование, пожарную сигнализацию, аудио/видео источники и т.д.

Алексей Меркутов, "Деловой квартал"

http://www.abm.r52.ru/index.phtml?rid=14&fid=116&sid=47&nid=22912
Все новости