Обзор рынка сотовой связи

14.02.2008
Задача, которую ставят перед собой игроки рынка, — стать провайдерами всех телекоммуникационных услуг. При этом руководители компаний уверены, что рынок еще ждут слияния и поглощения.

эксперты
Игорь Гракович
региональный управляющий директор «TELE2 — Нижний Новгород»
Олег Зиночкин
коммерческий директор ЗАО «Мобиком-центр» (торговая марка «Мегафон»)
Дмитрий Иванов
коммерческий директор нижегородского филиала ОАО «Вымпелком»
Георгий Лашкин
директор нижегородского филиала ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»)
Иван Уваров
директор нижегородского филиала ОАО «МТС»
На какие рынки претендуют сотовые компании?
Почему операторы уверены, что не окупят внедрение 3G?
Будут ли сотовые и виртуальные операторы конкурировать?

В конце прошлого года руководители ОАО «Вымпелком» объявили о сделке по приобретению 100% находящихся в обращении обыкновенных акций одной из крупнейших в России компаний проводной связи Golden Telecom за $4,3 млрд. Эти деньги ОАО «Вымпелком» отдаст за то, чтобы не только занять лидирующие позиции на рынке широкополосного доступа в интернет, но и официально подтвердить главную тенденцию рынка сотовой связи — предоставление одним оператором всех услуг связи. Аналитики «Уралсиба» не исключают, что в ответ на эту сделку АФК «Система» объединит свои дочерние компании, чтобы создать объединенного провайдера связи. На этом фоне слухи о возможной продаже крупнейшего нижегородского оператора сотовой связи — ЗАО «НСС» — уже не кажутся просто слухами. На круглом столе «ДК», где собрались руководители нижегородских филиалов сотовых компаний, один из топ-менеджеров шутил: «А что, «НСС» еще не купили?» Возможную продажу своих сотовых активов представители ОАО «ВолгаТелеком» не комментируют. Однако в прошлом году компания закончила в ПФО процесс слияния дочерних компаний в единого оператора связи и начала ребрендинг компании. «НСС» перестала быть «Нижегородской сотовой связью», а стала называться «Наша сотовая связь», без привязки к одному региону.
Привлекать абонентов становится все дороже

На фоне возможных слияний и поглощений на рынке сотовой связи развитие нижегородского рынка, по словам экспертов, происходит стабильно и планомерно — если не считать ценовой войны, которую развернули операторы в 2007 г. Начала ее «TELE2», резко снизившая тарифы. «TELE2 — Нижний Новгород» чуть меньше чем за год в два раза увеличила долю на рынке по числу абонентов. Остальные операторы последовали примеру конкурента. За год, по оценкам игроков, цены на сотовую связь в регионе снизились почти в 2,5 раза. Нижний Новгород стал одним из самых «дешевых» регионов по стоимости услуг связи сотовых операторов. Коммерческий директор нижегородского филиала ОАО «Вымпелком» дмитрий иВАНОВ: «Можете съездить в соседнюю Владимирскую область и сравнить, насколько отличаются тарифы. В Нижнем Новгороде цены на сотовую связь беспрецедентно низкие. В ПФО мы самый «дешевый» регион».

Несмотря на снижение тарифов, прибыль операторов растет. По данным ЗАО «НСС», чистая прибыль компании за первые три квартала 2007 г. выросла на 36%. Как отметил директор нижегородского филиала ОАО «Вымпелком» ГЕОРГИЙ ЛАШКИН, разница между федеральными и региональными показателями операторов незначительна. Филиалы федеральных компаний свои региональные финансовые показатели не раскрывают, но, согласно федеральным отчетам, операторы увечили свою чистую прибыль в среднем на 40%. Как отмечает региональный управляющий директор «TELE2 — Нижний Новгород» ИГОРЬ ГРАКОВИЧ, темпы роста прибыли в регионе незначительно отличаются от показателей в целом по стране. Поэтому динамика изменений финансовых показателей по России применима и к Нижнему Новгороду.

Рост прибыли операторы обеспечили за счет увеличения «дохода с абонента» в среднем по стране у операторов «большой тройки» — на 12-14%. Сохранять такую динамику компаниям позволяет увеличение средней продолжительности разговора абонента (по отчетам компаний, сейчас один абонент в месяц в среднем говорит три с лишним часа), а также развитие дополнительных услуг. Основную часть дохода операторам по-прежнему приносит «голос». В настоящее время, по словам игроков рынка, в структуре дохода доля дополнительных услуг занимает порядка 20%. Однако, как отметил директор нижегородского филиала ОАО «МТС» ИВАН УВАРОВ, этот показатель постепенно увеличивается.

Уровень проникновения услуг сотовой связи в Нижнем Новгороде достиг отметки в 118%, информирует AC&M Consulting. Компании уже не могут рассчитывать на расширение абонентской базы за счет привлечения новых пользователей. Переманивать клиентов за счет дальнейшего снижения тарифов они тоже уже не могут. Эксперты называют нижегородских абонентов консервативными — они редко меняют операторов. Олег Зиночкин: «Переманить «перебеж-чиков» (абонентов, которые меняют оператора от одной акции к другой) не так сложно — достаточно предложить им «дешевый тариф», а переманить действительно говорящих абонентов крайне тяжело». Эксперт рассказал, что в Нижнем Новгороде, в отличие от соседних регионов, где работает «Мобиком-центр», большая часть постоянных абонентов не столько «лояльные», сколько «привыкшие». Поэтому операторы стараются как можно активнее работать над лояльностью абонентов. Одно из направлений повышения лояльности — увеличение числа центров обслуживания абонентов. По словам экспертов, за последний год каждый оператор увеличил количество центров обслуживания абонентов (ЦОКов) в городе в 1,5 раза. Игорь Гракович: «ЦОКи открываются по всему городу, чтобы абоненту больше не приходилось ездить в соседний район, дабы активировать или заблокировать SIM-карту». Игроки рынка объясняют это необходимостью постоянной работы с существующей базой абонентов. «Одного дешевого тарифного плана для основной массы абонентов уже недостаточно, нужно запускать новые мобильные сервисы и инвестировать в их продвижение, постоянно повышать качество обслуживания в целом — открывать ЦОКи, работать с дилерами. Хотя раньше было достаточно предложить большую зону покрытия и несколько тарифных планов», — говорит директор нижегородского филиала ОАО «МТС» ИВАН УВАРОВ. Это ведет к постоянному росту затрат на привлечение одного абонента — ежеквартально в среднем на 15-18%. Сейчас «стоимость приобретения одного абонента» в среднем по стране — на уровне $23-28.
Сотовые операторы переманивают корпоративных клиентов друг у друга

Сотовые операторы за последние два года стали прямыми конкурентами операторам дальней связи — они предлагают расценки на междугородний и международный роуминг, сопоставимые с тарифами на услуги дальней связи. Игорь Гракович поясняет: «Срабатывает психологический аспект: найти оператора дальней связи, выбрать тариф, понять, как позвонить, набрать коды, в то время как проще достать сотовый телефон и позвонить с него». Конкуренцию самим операторам пытаются составить виртуальные операторы (MVNO). В октябре нижегородское представительство — компанию «Р-Проект» — открыл Goldmobile. Стать виртуальным оператором на территории Нижнего Новгорода планирует «Евросеть», уже вышедшая на рынок мобильной связи в Самаре. Хотя, как напомнил Олег Зиночкин, в России еще нет законодательной базы для работы виртуальных операторов, которые действительно являются не перекупщиками трафика у сотовых операторов, а предоставляют полный спектр услуг. По словам эксперта, настоящий MVNO должен иметь лицензию на оказание телекоммуникационных услуг, поэтому те, кто сейчас называется «виртуальными операторами», таковыми не являются. Это лишь посредники, перепродающие услуги операторов мелким корпоративным клиентам. Эксперты считают, что в регионе будут появляться «виртуальные операторы», но в условиях жесткой конкуренции в Нижнем Новгороде шансов занять хоть какую-то долю на рынке у компаний практически нет. Дмитрий Иванов: «Самая доходная часть абонентов — корпоративный сегмент. Тарифный план «Безлимитное общение за 1000 руб.» может быть интересен только корпоративным клиентам. Остальным абонентам, «избалованным» ценами на сотовую связь, такой вариант покажется слишком дорогим. Однако для работы с юрлицами нужны максимально гибкие тарифные планы и индивидуальный подход, поэтому просто предложить им тарифный план — недостаточно». Эксперты отмечают, что бизнес-сегмент приносит операторам около 20% дохода. По их данным, до 70% новых корпоративных клиентов операторы переманивают у конкурентов. Для этого сотовые компании предоставляют потенциальным клиентам возможность бесплатного тестирования связи, модернизируют базовые станции под задачи клиента и, естественно, играют скидками. Как рассказал один из руководителей сотовых компаний, клиенты могут даже «шантажировать» скидками других операторов, чтобы максимально сбить цену у своего. Борьба за бизнес между операторами должна обостриться, когда «TELE2» перейдет от работы с розницей к работе и с корпоративным сектором. Компания планирует это сделать в ближайшее время.
Операторы инвестируют в 3G, чтобы предоставить полный комплекс услуг связи

К III кварталу 2008 г. нижегородские операторы «большой тройки» готовы запустить в коммерческую эксплуатацию 3G-сети. Олег Зиночкин: «Уже сейчас те, у кого телефон поддерживает стандарт UMTS, могут находить эту сеть, хотя пока не могут подключаться. То есть сеть уже частично существует». Расходы на строительство сетей 3G игроки не называют. Георгий Лашкин: «Основную часть инвестиций составит не столько обновление базовых станций, сколько строительство собственной оптоволоконной сети по городу для обеспечения высокой скорости передачи данных. И, безусловно, реклама». Вопрос, волнующий сейчас операторов — как создать потребность в технологии 3G. «Разумеется, будет всплеск интереса абонентов в момент, когда мы запустим сети, но процент тех, кто действительно начнет пользоваться всеми возможностями 3G в ближайшие полтора года, будет невысоким», — отмечает г-н Зиночкин. Игроки рынка соглашаются с тем, что доход от оказания услуг 3G в ближайшие годы не покроет расходы операторов на запуск самой сети — это задел на будущее. Дмитрий Иванов сообщил о возможном противостоянии сотовых операторов и провайдеров широкополосного беспроводного доступа. Провайдеры ШБД могут предложить своим абонентам предоставлять внутри сети голосовые услуги связи. В этом случае провайдеры могут составить более чем реальную конкуренцию сотовым операторам, предложив и услуги доступа в интернет, и телефонию. Однако о конкуренции между сотовыми операторами и провайдерами ШБД говорить пока рано: Wi-Fi-телефоны на рынке не распространены. Тем не менее, сами операторы тоже участвуют в тендерах по распределению частот для строительства сетей WiMAX в отдельных регионах РФ. В Нижнем Новгороде ни один из операторов строить сети беспроводного доступа пока не планирует. Хотя игроки рынка не исключают, что будут строить сети Wi-Fi, спрос на которые в регионе оценить пока никто не берется. Одним из первых такой проект запустил нижегородский филиал ОАО «Вымпелком» в нижегородском аэропорту. О своих намерениях построить Wi-Fi сеть в 2006 г. заявляла и «НСС», однако пока ни одного реализованного проекта у нее нет. «Волгателеком» открыл тестовую зону в районе улицы Ковалихинской в июне 2007 г. Правда, по мнению экспертов, этот проект к сотовым активам компании не относится. Как отмечают игроки рынка, с сетями 3G сотовые операторы сами становятся главными конкурентами провайдерам ШБД. А приобретение операторов фиксированной связи или провайдеров широкополосного доступа (наподобие сделки «Вымпелкома» с «Голден Телеком») позволит стать единым поставщиком всех телекоммуникационных услуг.

http://www.dkvartal-nnov.ru/magazines/dk-nn/2008/n04/obzor_operatory_sotovojj_svjazi
Все новости