26.03.2008 Создать свою торговую сеть оказалось выгоднее, чем продвигать продукцию в дискаунтерах, утверждает гендиректор ОАО "Дзержинский мясокомбинат" Алексей КОСТЮНИН.
Прибыль в торговле
Нижегородский рынок мясопереработки очень емкий и высококонкурентный, представить здесь свою продукцию стремятся почти все крупные производители. Одними из первых в регионе появились московские компании, затем региональные. Обычно заход на рынок происходит через демпинг. К примеру, “Атяшевский мясокомбинат” демпинговал два года при достаточно высоком качестве продукта, поставив задачу занять немалую часть рынка. И они ее выполнили.
Но демпинг не может быть бесконечным. Когда “Атяшево” достигло 12—13% рынка в сегменте вареной колбасы, то подняло цены. Как следствие — стало зарабатывать на продажах, но тут же “провалились” объемы. Теперь прилагают усилия, чтобы восстановить позиции. Сейчас большую конкуренцию в сегменте вареной колбасы составляют “Стародворские колбасы”.
С другой стороны, власти заставляют переработчиков сдерживать цены, этого же требуют и торговые сети. Сейчас никто не работает в дорогих форматах, предпочитая дискаунтеры. Поэтому центр прибыли полностью сместился в торговлю: ничего не остается ни колхознику, ни переработчику. Но без боя “сдать” родной рынок неправильно. Поскольку затраты на продвижение продуктов в других областях чрезвычайно велики, для гарантированного сбыта и создана была сеть магазинов “МясновЪ”. Она стала первой российской сетью специализированных мясных магазинов. Под них построены цеха, холодильники, транспортная инфраструктура.
Изготовить мясной полуфабрикат с использованием современных технологий несложно, вопрос в другом — как наладить бесперебойную работу цепочки “производство — потребитель”. Логистика должна быть выстроена безупречно. Чтобы изготовленная вечером продукция к восьми утра уже лежала на прилавках, в логистической структуре “Дэмка” — “МясновЪ” пришлось почти полностью исключить этап складирования. Готовые полуфабрикаты отправляются в торговую сеть практически из цехов. На первых порах внедрения этой схемы соблюдать график было непросто, а сейчас все выполняется с точностью до минуты.
И проект показывает неплохие результаты. Особенно объемы реализации полуфабрикатов растут в теплое время года, когда резко увеличивается спрос населения на шашлыки. Сейчас в нижегородскои регионе работают 40 “Мясновых” — 33 в Нижнем Новгороде и 7 в Дзержинске. Создавать же сетевые магазины в Кстове, Семенове, на Бору не планируется, так как такие сети результативны только в городах-миллионниках. Дзержинск же стал участником этого проекта только благодаря большой лояльности жителей к продукции мясокомбината и своему статусу города-спутника.
Колбасная страна
В сфере потребления мясо- продуктов Россия идет по пути, пройденному другими странами, особенно это касается охлажденных полуфабрикатов. Как и во всем мире, в России будет расти потребление мясных деликатесов. При этом Россия останется “колбасной” страной. Самый “неубиваемый” брэнд, один из главных национальных продуктов — колбаса “Докторская”. (Кстати, она недавно отметила свое 70-летие. Рецептура колбасы была разработана в памятном 1937 г. и первоначально названа “Сталинской”, но потом технологи решили не рисковать и сменили наименование на нейтральное. Вдруг новинка не понравится вождю?).
Другое дело, что в наши дни ГОСТовскую технологию при изготовлении “Докторской” соблюдают лишь немногие производители. При советской власти все мясокомбинаты выпускали продукцию только по государственным отраслевым стандартам, а с началом рыночных отношений приступили к разработке собственных сортов на основании технических условий. И сейчас на рынке большое разнообразие продукции, выпущенной по ТУ — “ТУшек”, называемых в профессиональной среде. Но на “Дэмке” технология изготовления этой колбасы не изменилась за семь десятилетий. Каждый сотрудник нашего предприятия — ночью разбуди! — отчеканит рецепт “Докторской”. Я — за честность на рынке. Стыдно обманывать покупателей и выдавать за высококачественные продукты мясные подделки. Не может килограмм ГОСТовской “Докторской” стоить 105 руб., ведь килограмм мяса на рынке намного дороже.
И неправда, что потребители не изучают надписи на упаковках. Люди сейчас как никогда ориентированы на производителя. Особенно тщательно изучают этикетки бабушки, которые с советских времен помнят вкус любимых продуктов. Конфеты — “Сормовские”. Молоко — “Шахунское”. Колбаса — “Докторская”. В конце 2007 г. ОАО “Дзержинский мясокомбинат” вывело на региональный рынок новую торговую марку “Золото ДЭМКИ”, объединяющую около 60 видов продукции, популярной у покупателей. Основу брэнда составили колбасные изделия и мясные деликатесы.
Доля вареных колбас в России постепенно будет снижаться, а доля сосисок расти.
Догнать Данию
Прокормить себя мясом Россия не может. Не многие знают, что в 2004 г. на мясоперерабатывающем рынке России был своеобразный дефолт, вследствие чего Дзержинский мясокомбинат понес убыток в 40 млн руб. Дело в том, что тогда одновременно прекратились поставки мяса из нескольких стран, и цены на свинину взлетели на 80%, на говядину — на 50%. Но никто из потребителей этого не заметил! У “Дэмки” был выбор: или работать на рынок конечного продукта и сохранить на нем свою долю, или стараться немного заработать и поднять цены и падать в объемах. Мы пошли по первому пути. Сохранили свою долю на рынке, в 2005 г. сработали “в ноль”, в 2006 г. уже немного заработали.
На сегодняшний день Россия по говядине обеспечивает себя только на 50%. И если некоторые представители мясоперерабатывающей отрасли с гордостью говорят, что используют только отечественное сырье, игнорируя импорт, — это не более чем лукавство. На своем мясе могут работать только “игрушечные” мясокомбинатики.
Часто спрашивают, почему в структуре мясокомбината не появится свой свинокомплекс, коровник или колхоз мясного направления. Убежден, что создание “карманной” сырьевой базы будет распылением финансовых и людских ресурсов. Если раньше мы закупали на Ильиногорском свинокомплексе (входящем, кстати, в пятерку крупнейших свинокомплексов России) 50% его месячной выработки, то и возводить придется как минимум половину производственных мощностей этого предприятия. К такому проекту Дзержинский мясокомбинат пока не готов. Покупка колхоза тоже экономически нецелесообразна. Так что без импорта не обойтись. Широко распространенное мнение, что импортное мясо хуже российского, — в корне неверно.
Но это не означает, что России не надо наращивать мощности по производству мяса. Ситуация с крупным рогатым скотом в нашей стране сложная. По прогнозу, в начале 2008 г. впервые за всю современную историю российское поголовье КРС составило 20 млн голов, уменьшившись с начала 90-х на 31 млн. А в Америке стадо КРС насчитывает 150 млн. За 2007 г. статистики еще нет, но в 2006 г. ввоз говядины из Бразилии в Россию составил 254 тыс. тонн, или 40% общего объема поставок этого вида мяса. Другим крупным поставщиком говядины является Аргентина, на долю которой пришлось 23% российского импорта. Бразилия занимает первое место и по объемам ввезенной к нам свинины — 229 тыс. тонн, или 37% импорта. Если по какой-то причине прекратится импорт из Бразилии и Аргентины, то мясо станет в России недоступным по цене деликатесом.
Для справки: два года назад по поставкам свинины лидировала маленькая Дания. Население этой страны всего 5,4 млн человек, а территория в 1,7 раза меньше площади Нижегородской области. Уверен, что у России есть великолепный шанс превратиться из импортера в крупнейшего мирового экспортера продовольствия. У нас для этого есть все: огромные территории, обширная кормовая база, здоровая экология.
В России сегодня невыгодно заниматься откормом КРС, бизнесу гораздо выгоднее инвестировать в свиноводство и птицеводство. Это понятно — в этих отраслях самая быстрая отдача. Цыпленок-бройлер растет две недели, свинья полгода, а бычок не менее 18 месяцев.
ВТО не страшно
Состояние мясного рынка требует внимания и потому, что Россия готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Возможные последствия членства в ВТО обсуждаются активно, причем представители разных отраслей по-разному оценивают перспективы работы в новых условиях. Увы, о возможной ситуации в мясопереработке СМИ пишут мало. Тем не менее считаю, что мясопереработчикам вступления в ВТО опасаться не стоит. Этот сектор экономики уже давно работает в высококонкурентной среде. Даже в годы, когда простаивали предприятия большой химии и военно-промышленного комплекса, мы худо-бедно, но работали. Мало того — двигались вперед. Не было года, чтобы на “Дэмке” не проводилась реконструкция или модернизация производства.
СПРАВКА. Алексей Борисович Костюнин родился 25 марта 1965 года в Дзержинске. В 1988 году окончил Горьковский политехнический институт по специальности “Машины и аппараты химических производств”, а впоследствии Военную Академию химической защиты в Москве. Третье высшее образование по специальности “Экономика и управление на предприятиях” получил в НГУ им. Лобачевского. На Дзержинском мясокомбинате работает с 1991 года. Занимал должности начальника технического отдела, заместителя директора по капстроительству и заместителя директора по общим вопросам. На посту генерального директора предприятия — с 2000 года. Дважды отмечен Почетной грамотой Минсельхоза России и почетным дипломом губернатора Нижегородской области. Приказом министра сельского хозяйства РФ награжден серебряной медалью “За вклад в развитие агропромышленного комплекса России”. Увлечения: охота, игровые виды спорта. Женат, две дочери.
Елена БОРМАТОВА, Биржа
http://www.abm.r52.ru/index.phtml?rid=22&fid=84&sid=29&nid=23703
Все новости