03.05.2008 Лидерами по качеству товаров и обширности ассортимента нижегородцы назвали магазины "Ашан", "Магнит" и "Перекресток". Но в числе наиболее популярных торговых точек для закупки продуктов все равно остаются мини-маркеты, рынки и магазины "Копейка", ассортимент и качество товаров в которых горожан совсем не устраивают. Такие выводы сделали социологи НИСОЦ.
В Нижнем Новгороде, как и во всей стране, торговля развивается бурно: этот процесс сопровождается приходом на рынок новых игроков, вытеснением небольших магазинов, ростом цен на продукты питания. Нижегородцы относятся к развитию торговли в целом положительно, однако демонстрируют различное отношение к разным магазинам и сетям. В связи с этим в марте 2008 г. НИСОЦ задавал респондентам вопросы* о частоте посещения продуктовых магазинов, удовлетворенности основными качествами магазинов и причинах их посещения. В опросе принимали участие в основном женщины, хозяйки — те, кто наиболее часто совершает покупки продуктов питания.
За пределы досягаемости
Среди магазинов, где нижегородцы наиболее часто покупают продукты питания, — торговые сети “Магнит”, “Перекресток”, гипермаркет “Ашан”, небольшие магазины около дома, рынки и сеть универсамов “Копейка” (таблица).
Часть торговых точек посещается нижегородцами редко, “эпизодически”. Это магазины, представленные на рынке в единственном числе: например универсам “Нагорный”, “Рамстор”, “Реал”, Olson. Сюда нижегородцы чаще всего совершают “целевые” поездки: на частоту посещения влияют величина и расположение (“Реал”, Olson), а также специализация (“Отдохни/Мяснов”) магазина. При этом женщины чаще мужчин покупают продукты в небольших магазинчиках около дома и чаще “затовариваются” в магазинах “Мяснов/Отдохни”, “Андреевском”. Мужчины предпочитают в большей степени Metro и “Медведь”. Женатые и замужние горожане предпочитают закупать продукты на рынке, а также в магазинах “Ашан”, Spar и “Райцентр” (в большинстве своем семьи с детьми). Разведенные люди, и особенно бездетные, предпочитают Metro, Olson, “Андреевский”, “Карусель” и “Ленту”. Это в большей степени люди со средним уровнем дохода, так называемый средний класс.
Кроме того, предпочтения горожан относительно посещения магазинов с целью покупки продуктов питания тем разнообразнее, чем выше доход их семьи. Также они зависят от наличия семейного авто (мобильность нижегородцев, располагающих собственным средством передвижения, более высока, как следствие — им “доступно” больше магазинов) и активности его эксплуатации.
Рост цен в магазинах города отмечают в первую очередь наименее состоятельные нижегородцы. Наибольшее подорожание продуктов питания горожане отмечают в тех магазинах, куда чаще всего ходят за покупками. Магазины, в которых рост цен почти незаметен для большинства покупателей, — “Реал”, “Ашан”, “Лента” и “Карусель”. Эти магазины горожане посещают не так часто, но доля тех, кто считает подорожание их ассортимента существенным, минимальна. То, что цены на продукты питания в конкретных магазинах подросли, отметили жители прежде всего Советского, Ленинского и Автозаводского районов. Причем жители Советского и Ленинского районов в той или иной степени отметили рост цен во всех магазинах предложенного списка. Это связано с большей мобильностью посещения торговых точек.
Где омары посвежее?
Лидерами по совокупности двух критериев — “Качество товаров” и “Ассортимент” — нижегородцы назвали магазины “Ашан”, “Магнит” и “Перекресток”. Это мнение тех, кто может назвать себя постоянным покупателем данных торговых сетей. Однако если учесть и мнения остальных покупателей — тех, кто хоть и редко, но заходит в эти магазины, то ситуация меняется и лидерами становятся “Ашан”, Olson, “Реал” и “Карусель”.
Горожане, чаще всего посещающие “Перекресток”, “Ашан”, “Магнит”, Metro и Spar (“Евроспар”), высоко оценили качество представленных в них продуктов питания. Также высокие оценки нижегородцы поставили магазинам Olson, “Реал” и “Рамстор”: все, кто когда-либо покупал в них продукты, остались довольны их качеством. Не устраивает нижегородцев качество продуктов в магазинах у дома, на продуктовых рынках и в магазинах “Копейка”.
Мужчины активнее женщин оценивали ассортимент товара в продуктовых магазинах. Это и понятно: женщины-хозяйки более озабочены покупкой товаров из группы основной потребительской корзины, а мужчины-гурманы довольно часто покупают и экзотические продукты питания для собственного потребления, и дорогие сладости в подарок любимым... В этой связи мужчин вполне удовлетворяет ассортимент магазинов “Ашан”, “Магнит”, “Перекресток”, Spar (“Евроспар”), “Лента” и Metro. Так же, как и качество продуктов, ассортимент небольших магазинов у дома, продуктовых рынков и сети магазинов “Копейка” не устраивает горожан, несмотря на относительную популярность этих торговых точек.
...И продавцы всегда улыбаются
Качество обслуживания — одна из главных характеристик продуктовых магазинов — наименее активно оценивалась нижегородцами. Из тех, кто оценивал работу персонала магазинов, большинство отметили работников “Перекрестков” и “Магнитов”. Причем в большей степени отмечали высокое качество работы с покупателями клиенты супермаркетов “Перекресток”. Клиентов “Магнита” оказалось больше, но уровень обслуживания отметила лишь половина из них. А вот все, кто хоть раз посещал магазины “Рамстор”, “Реал”, “XXI век”, остались уровнем и качеством сервиса полностью довольны.
Горожане, покупающие продукты в таких магазинах, как “Ашан”, Olson и “Медведь”, все чаще затрудняются дать оценку качеству обслуживания в этих магазинах, в то время как другие характеристики оценивают с большим энтузиазмом.
Меньше всего довольны обслуживанием покупатели небольших магазинов, рынков, оптовых баз и универсамов “Копейка” и “Райцентр”.
Наблюдается и разница в оценках сервиса у мужчин и женщин: Spar (“Евроспар”), “XXI век”, “Мяснов/Отдохни”, “Рамстор” — мужские предпочтения; “Андреевский”, “Карусель”, “Райцентр”, оптовые базы и рынки — женские.
Следует отметить, что требования к качеству обслуживания у покупателей тем выше, чем выше уровень их дохода.
Чаще всего покупают продукты Рост цен заметен более всего Лучший ассортимент Высокое качество товара Высокое качество обслуживания
Магнит 41 25 24 20 20
Перекресток 37 20 23 25 21
Небольшой магазин, мини-маркет 33 21 2 2 5
Копейка 29 9 6 5 3
Ашан 28 7 35 24 19
Рынок 28 14 3 2 1
Spar (Евроспар) 25 18 11 12 16
Metro 18 8 14 14 9
Отдохни/ Мясновъ 16 7 3 7 8
Райцентр 16 10 4 4 3
Лента 14 4 11 6 5
Оптовая база 13 4 5 3 1
Медведь 11 7 4 3 2
Андреевский 10 12 7 5 6
Карусель 10 3 9 8 8
Olson 7 5 7 7 4
Реал 4 0 4 4 4
Рамстор 3 8 2 3 3
Новый век 2 3 1 1 1
Нагорный 2 2 0 1 1
XXI век 1 3 1 0 1
Народный 1 1 0 0 0
В опросе приняли участие 207 нижегородцев. Выборка квотная, репрезентативная по демографическим признакам и основным зонам города. Исследование осуществлено силами студенческой лаборатории факультета социальных наук ННГУ.
Екатерина УХАБИНА
http://www.abm.r52.ru/?rid=22&fid=183&sid=29&nid=24979
Все новости