06.09.2008 Санкт-петербургская сеть чайных быстрого питания «Чайная ложка» ушла с нижегородского рынка, свернув масштабную программу самостоятельного развития в регионах. Это решение в компании объясняют коррекцией стратегии развития, которая теперь ориентирована на повышение операционной эффективности, а не на количественный рост. Отраслевые эксперты уверены, что на закрытие региональных точек «Чайной ложки» повлияла их убыточность, вызванная неэффективным управлением и неграмотным выбором расположения заведений.
О том, что оператор петербургской сети «Чайная ложка» ООО «Соло» прервала в Нижнем Новгороде договоры аренды с торговыми комплексами «Лента», на площадях которых с ноября 2007 года располагались два заведения сети, «Ъ» сообщили вчера в отделе оперативного маркетинга компании. Такое решение руководитель отдела Владислав Жуков объяснил тем, что в 2008 году сеть чайных скорректировала стратегию развития: вместо ежегодного удвоения компания решила расти медленнее, концентрируясь на операционной эффективности. «Чтобы увеличить общую рентабельность компании, мы решили отказаться от эксплуатации нескольких неэффективных чайных, которые в обороте составляли около 10%»,- пояснил господин Жуков. Всего было закрыто 13 заведений — в Нижнем Новгороде, Москве, Новосибирске, Владимире, Рязани, Туле и Обнинске. Господин Жуков уточнил, что теперь в этих субъектах сеть будет развиваться по франчайзингу.
Ъ Сеть заведений быстрого питания «Чайная ложка» создана в 2002 году в Санкт-Петербурге. Основу меню составляют блины с начинками и салаты. Сегодня в сети около 70 заведений, большая часть которых расположена в Санкт-Петербурге. Владельцами компании являются ее создатели и топ-менеджеры Борис Крупкин и Михаил Августин, фонд «Нева-Русь», а также частные лица — не граждане РФ, имена не раскрываются. По оценкам компании, в 2008 году оборот «Чайной ложки» должен составить 45 млн. дол.
В 2007 году компания заявляла, что собирается нарастить сеть до 153-х точек, большая часть из которых разместится в городах Московской области, а также в Калуге, Твери, Туле, Владимире, Ярославле. В Нижнем Новгороде «Чайная ложка» собиралась открыть порядка 10 чайных до 2012 года. Инвестиции в открытие оценивались в 150-250 тыс. дол.
Для гипермаркетов «Лента», стратегическим партнером которых являлась сеть «Чайная ложка», решение арендатора по сворачиванию региональной программы стало неожиданным. «В Нижнем Новгороде мы проработали с ними почти год. У нас были серьезные планы по развитию, но сейчас мы уже ведем переговоры с другими операторами общепита»,- пояснил региональный менеджер по аренде компании «Лента» Константин Сарапульцев.
Основную причину выхода «Чайной ложки» из регионов отраслевые эксперты видят в убыточности заведений сети. По их мнению, она вызвана неэффективным управлением и неграмотным выбором месторасположения точек. «Огромное заблуждение столичных игроков в том, что в регионах развиваться очень просто. Но на деле они сталкиваются с колоссальными трудностями в управлении, подборе кадров и контроле качества продукции»,- пояснил председатель совета директоров нижегородской ресторанной группы «Пир» Олег Кондрашов. По его словам, бум формата кофеен и чайных в Нижнем Новгороде еще впереди, а пока нижегородцы предпочитают «проводить время в ресторанах более основательно». Глава «Синтагма групп» (развивает сеть ресторанов быстрого питания «Едок») Игорь Борисычев добавляет, что неверно было выбрано расположение заведений «Чайной ложки» в Нижнем Новгороде: «В продовольственные гипермаркеты люди в основном приходят за продуктами для приготовления пищи дома. А в „Ленте“ плюс ко всему имеются и свои горячие закуски». Глава нижегородской консалтинговой компании «Магазин готового бизнеса» Юрий Кузьмичев добавляет, что лучшим местом для заведений «Чайной ложки» могли стать торгово-развлекательные центры, где люди совершают непродовольственные покупки.
Желание «Чайной ложки» развиваться в Нижнем Новгороде по франшизе аналитики оценивают скептически. «Франшиза снимает риски, но в этом случае надо было бы развиваться по ней изначально. Сейчас потенциальные покупатели этой франшизы вряд ли захотят иметь дело с убыточными заведениями»,- констатирует исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков.
ЕЛИЗАВЕТА ЗУБАКИНА
Конъюнктура | На каком рынке работала «Чайная ложка»
По оценкам исполнительного директора консалтинговой компании Restcon Андрея Петракова, в общем объеме российского рынка общепита сегмент фаст-фуда составляет около 1,7 млрд. дол. (ежегодный рост на 10-15%), а нижегородский, по оценкам главы нижегородской консалтинговой компании «Магазин готового бизнеса» Юрия Кузьмичева,- 150 млн. дол. Основными игроками в нижегородском сегменте фаст-фуда господин Кузьмичев называет рестораны McDonald?s (по финансовым показателям занимают около 30% сегмента фаст-фуда), сеть «Мир пиццы» (10-15%), «Едок», «Бродвей пицца», «Елки-Палки» (у всех — около 5%). Остальную долю сегмента делят сеть «Ростикс KFC», Sbarro, «Ташир-пицца» и др.
http://www.kommersant.ru/region/nnov/page.htm?year=2008&issue=159&id=274197§ion=7278
Все новости