01.07.2009 Продуктовая сеть «Копейка» выставила на продажу 49 непрофильных помещений в Москве и Нижнем Новгороде: среди них складской комплекс в 10,3 тыс. кв. м и подвалы в универсамах по 30–300 кв. м каждый. По оценкам риэлторов, с их продажи сеть может выручить до 20 млн дол., которые можно реинвестировать в открытие новых универсамов (план — 50 магазинов в этом году). Недвижимость стала основным инструментом привлечения средств для «Копейки»: в июне 2008 года 19 помещений сеть продала фонду «Уралсиб-Аренда», другие — в конце года заложила в Сбербанке по кредитам.
«Копейка» продает 49 нежилых помещений, расположенных в Москве, Подмосковье, Нижнем Новгороде и области. Информация об этом опубликована на сайте компании в разделе «Копейка-недвижимость». Виталий Ключников, который указан в качестве контактного лица на сайте, пояснил „Ъ“, что продаются непрофильные недвижимые активы «Копейки»: соседствующие с магазинами помещения, сдаваемые в аренду аптекам, салонам сотовой связи, складская недвижимость, подвальные помещения и др. Часть «лишней» недвижимости простаивает без арендаторов, объясняет господин Ключников: «Другие помещения приносят небольшой арендный доход, но мы не девелоперы, а ритейлеры». Общую площадь выставленных на продажу объектов он не уточняет, ссылаясь на то, что «не считал». Собственниками помещений является сама «Копейка», а также ее франчайзи ООО «Копейка Поволжье» (компании юридически не связаны, но имеют общего акционера — главу ФК «Уралсиб» Николая Цветкова — „Ъ“). Главный исполнительный директор «Копейки» Максим Гольдберг от комментариев отказался.
На сайте поволжской «Копейки» указано, что площадь продаваемых помещений варьируется от 30 кв. м до чуть более 10 тыс. кв. м (самый крупный объект — складское помещение 10,351 тыс. кв. м на улице Ошарской в Нижнем Новгороде). В большинстве случаев эти объекты покупались вместе с универсамами — их владельцы соглашались продать объекты только с соседними помещениями, вспоминает бывший сотрудник «Копейки».
Директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила говорит, что подвальные помещения в Москве и Нижнем Новгороде могут оцениваться при продаже в $800–1000 за 1 кв. м, складские помещения — 600–800 дол. за 1 кв. м. Если учитывать, что средняя площадь «подвалов» варьируется от 100 кв. м до 300 кв. м, то совокупно «Копейка» может выручить 5–20 млн. дол. Непрофильная недвижимость вряд ли заинтересует одного игрока, говорит Виталий Ключников: «Ее продаем неспешно и по частям». О продаже примерно пяти помещений сеть уже договорилась, отметил он.
ОАО «Торговый Дом „Копейка“» на 100% принадлежит владельцу ФК «Уралсиб» Николаю Цветкову. Выручка в 2008 году — 51,6 млрд руб. , валовая прибыль — 11,2 млрд руб. Управляет 525-ю универсамами в России.
«Копейка» часто использует недвижимость для привлечения дополнительного финансирования: в прошлом году сеть продала 19 помещений универсамов (примерно 20 тыс. кв. м) паевому фонду «Уралсиб-Аренда» за 1,5 млрд руб. по схеме sale-lease-back (с правом обратного выкупа). А в декабре большая часть помещений ритейлера (всего около 200 тыс. кв. м) была заложена Сбербанку по кредиту в 4 млрд руб.
В 2008 году «Копейка» показала неплохие результаты, отмечает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко: долговая нагрузка была существенно снижена (финансовый долг/EBITDA — 2,9 в 2008 году против 7,9 в 2007-м), рентабельность по EBITDA составила 4,8%. Кроме того, сеть перестала быть убыточной: в 2008 году чистая прибыль равнялась 1,67 млрд руб. против убытка в 120 млн руб. в 2007 году. «Сейчас сеть не тяготит высокий долг, а вырученные с продажи недвижимости деньги можно реинвестировать в открытие новых магазинов», — рассуждает господин Кривошапко. Всего в этом году «Копейка» планирует открыть 50 новых универсамов, инвестпрограмма на этот год — 1 млрд руб., преимущественно за счет собственных средств.
Гендиректор Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) Лев Хасис говорит, что Х5 также владеет пулом непрофильной недвижимости, но вся она сдается в аренду (такие помещения достигают нескольких тысяч квадратных метров каждое). Х5 не собирается ее продавать — сеть предпочитает получать стабильный арендный доход, говорит господин Хасис: «Их продажа чревата тем, что основные помещения под магазины потеряют в цене, что невыгодно, если сеть решит продать их, например, по схеме sale-lease-back». Алексей Могила отмечает, что «непрофильные помещения ритейлеров обычно низкого качества: стоят недорого и продаются с трудом».
Кристина Бусько
Коммерсантъ(Н.Новгород)
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1195659
Все новости