10.07.2009 В условиях общей стагнации рынка большие площади, полученные арендатором на долгий срок, подчас становятся чем-то вроде обузы, говорит Эдуард Фияксель, профессор, зав. кафедрой венчурного менеджмента, маркетинга ГУ—ВШЭ. — Это происходит потому, что как минимум их небольшая часть перестает использоваться. В то же время расторгнуть долгосрочный договор с арендодателем они просто не могут. В итоге арендаторы встают перед выбором: либо оставить площади пустовать, не получая никакой выгоды, либо найти субарендатора. Многие идут по второму пути, причем сдают площади в субаренду даже за меньшую цену, чем та, которую платят за аренду сами, лишь бы получить какой-то доход. Парадокс, по мнению Фиякселя, в том, что в обычной ситуации большие площади дешевле, чем маленькие (то есть каждый отдельный метр большой арендуемой площади стоит дешевле, чем метр площади маленькой).
В целом же, если говорить о субарендных ставках, то они, по данным Фиякселя, чуть ниже арендных. С ним не соглашается директор “Магазина готового бизнеса” Юрий Кузьмичев. Он считает, что субарендная ставка в среднем чуть выше арендной.
Сейчас арендатор всеми возможными средствами пытается минимизировать издержки, сокращает занимаемые им площади и при этом делает все, чтобы эффективность его бизнеса не упала. В этих целях используется и субаренда, продолжает Юрий Кузьмичев. Например, арендующий площади продуктовый магазин. Если в нем есть свободное пространство перед кассами, то и туда можно пустить продавцов газет, цветов, сувениров. Арендатор в результате получит деньги за субаренду, да еще и привлечет к себе дополнительных покупателей. И продавцам-субарендаторам это выгодно: они гарантированно получают стабильный покупательский трафик магазина-арендатора. По словам Кузьмичева, субаренда характерна в основном в кризисные для бизнеса времена: когда дела идут хорошо, об этом никто не задумывается.
Еще одной причиной роста рынка субаренды, по словам Фиякселя, может стать и возросшая лояльность непосредственных владельцев помещений. Многие сейчас идут на то, чтобы разрешить субаренду своим арендаторам, лишь бы только иметь с них стабильный доход.
По словам Юрия Кузьмичева, раньше многие арендные договоры включали в себя запрет на субаренду, но сейчас собственники помещений стали сговорчивее, начали уступать, понимая, что арендатору надо сделать в своем роде уникальное предложение, чтобы оставить его при себе, поскольку найти нового еще сложнее. И в это предложение может входить и разрешение сдавать площади в субаренду. Для собственника главное получать фиксированную сумму с помещения, а сколько арендаторов — иногда ему не так уж и важно.
По мнению Кузьмичева, в ближайшее время будет расти не только рынок субаренды, но и субаренды “вскладчину”, то есть когда к одному арендодателю приходят сразу несколько потенциальных арендаторов и просят разделить для них общую ставку аренды в зависимости от территории, которую они будут занимать в снимаемом помещении.
По мнению Эдуарда Фиякселя, сдавать арендуемые площади в субаренду — сейчас это в основном удел именно “якорных” арендаторов с долгосрочными арендными договорами на большие площади. В основном эта тенденция относится к складским и торговым площадям. Офисы это затрагивает в меньшей степени, поскольку площади этой недвижимости не такие большие.
Юрий Кузьмичев говорит, что снимают площади в субаренду сейчас в основном представители малого бизнеса, отчасти среднего.
Рынок субаренды — “белый”, только очень небольшая его часть, по мнению Кузьмичева, находится “в тени” и скрыта от владельцев помещений или налоговой инспекции. Почти все субарендаторы и арендаторы подают в налоговую данные об арендуемых и сдаваемых площадях. Другое дело, что иногда арендуют или сдают 10 метров, а пишут, что 7. Особенно это касается ситуаций, когда арендуется большая площадь, особенно торговая: всегда можно “скрыть” 5—7 метров, таким образом уменьшив сумму, которую надо заплатить. И все-таки чаще всего сам факт аренды или субаренды предпочитают не скрывать, чтобы не иметь дополнительных проблем с проверяющими органами.
Иван ГОРДЕЕВ
"Биржа" № 24 от 7 июля 2009 года
Все новости