14.07.2009 Закон "Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ" должен вступить в силу 1 января 2010 года, говорится в итоговой версии законопроекта, которая будет сегодня внесена в правительство. "Ъ" изучил на соответствие будущему закону договоры с поставщиками крупнейших в России розничных компаний — X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др.), "Магнита" и Metro Group, и все они оказались потенциальными нарушителями.
Имеющаяся в распоряжении "Ъ" итоговая версия законопроекта "О торговле" будет внесена сегодня в правительство, подтвердили в Минпромторге. 8 июля проект был согласован с дополнениями и замечаниями Федеральной антимонопольной службы и Минэкономразвития (см. "Ъ" от 9 июля), уточнил представитель Минпромторга. Первое чтение должно состояться в июле, в сентябре закон может быть принят, а в силу он вступит 1 января 2010 года.
Если закон и претерпит изменения во время парламентских чтений, то незначительные, утверждают собеседники "Ъ" из Минэкономразвития и Минпромторга. В законе совершенно точно не будет госрегулирования цен, которого так боялись сети, им также не ограничат время работы по ночам.
Зато ритейлерам придется изменить содержание договоров с поставщиками, отмечает старший юрист Goltsblat BLP Александр Партин. Например, п. 3 ст. 9 законопроекта допускает единственный вид скидок — в зависимости от объема приобретенного товара. Кроме этого, ст. 15 четко оговаривает, какие именно платежи и штрафные санкции сети не могут "навязывать" поставщику — это плата "за вход", плата за изменение ассортимента поставок, возмещение убытков от порчи товара, когда он уже перешел в собственность сети, и т.п. Важной статьей законопроекта является разделение договоров поставки и договоров оказания каких-либо услуг, говорит совладелец компании "Дымов" Вадим Дымов. Сейчас соглашения об услугах, как правило, оформляются как приложение к основному договору.
"Ъ" сопоставил с требованиями будущего закона договоры крупнейших розничных операторов — ЗАО "Тандер" (сеть "Магнит"), ЗАО "Перекресток" и ООО"МГБ Метро Груп Баинг Рус": оказалось, что все они нуждаются в коррекции (см. таблицу). В частности, нарушением можно считать маркетинговые и бонусные скидки, предусмотренные в договорах Metro, указывает господин Партин. Metro придется убрать из соглашений "проведение рекламных акций за плату при открытии торговых центров" и "размещение рекламы товаров в журналах и листовках сети" в отдельный договор об оказании услуг. Закон не запрещает оказание подобных услуг, но запрещает их навязывание. Metro часто "навязывает" свои дорогостоящие логистические услуги: они могут обойтись поставщику в 20-25% от оборота, в то время как собственная логистика в разы дешевле, жалуется один из производителей.
В имеющемся у "Ъ" договоре "Тандера" есть пункт, который обязывает поставщика уплачивать премию за "увеличение объема закупок на 0,01% в связи с реализацией товара во вновь открывшемся гипермаркете". Впрочем, директор департамента региональных продаж консервного холдинга PomidorProm Сергей Виноградов утверждает, что месяц-два назад "Магнит" убрал этот пункт договора.
Договоры X5, утверждает гендиректор компании Лев Хасис, нарушают будущий закон только в сроках оплаты поставок. Впрочем, он надеется, что ритейлерам дадут минимум полгода на перезаключение договоров с поставщиками.
Кристина Ъ-Бусько
Газета «Коммерсантъ» № 124/П (4179) от 13.07.2009
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1202990&NodesID=4
Все новости