Патриотический франчайзинг

02.09.2009
К осени стала понятна ситуация на рынке франчайзинговых услуг. От кризиса пострадали франшизы в сфере недвижимости, а также представляющие люксовые товары и услуги. Наибольший импульс к развитию получили франшизы дешевого класса, особенно применяющие отечественные товары и продукты, например, некоторые сети фаст-фуда.

Текст: Нина Семина, руководитель департамента развития франчайзинга компании Deloshop; Александр Майлер, председатель совета директоров Российской ассоциации франчайзинга
Хорошо известно, что в период кризиса часть людей, потерявших работу, не возвращаются на старые места или вообще перестают работать по найму. Вместо этого они начинают собственный бизнес, в качестве первого шага рассматривая покупку франшизы как наиболее стабильной и менее рисковой стратегии создания бизнеса.

Отсюда большой спрос на недорогие франшизы до 1 млн руб. Впрочем, такие франшизы были востребованы всегда, но сейчас спрос на них связан в первую очередь с появлением новой категории потенциальных франчайзи — людей, потерявших работу, но располагающих определенными накоплениями и желающих организовать собственный бизнес.

На покупку франшизы могут быть направлены не только собственные средства, но и государственные субсидии, предоставляемые во время кризиса на развитие малого и среднего бизнеса. По сути это новая категория инвесторов, одна из самых желанных для франчайзера. Среди таких инвесторов можно отметить собственников коммерческой недвижимости. Они готовы приобретать франшизу самостоятельно, чтобы заполнить освобождающиеся места значимыми торговыми брэндами и привлечь этим других арендаторов для организации или расширения возможностей уже существующих торговых центров.

В условиях нехватки собственных средств и дороговизны кредитов интересы компаний смещаются к расширению собственного бизнеса с помощью франчайзинга.

Среди действующих франчайзеров происходит естественный отбор, и кто-то из них вынужден покинуть рынок. Сказываются и перебои с поставками из-за рубежа, некоторые компании приостановили франчайзинг, основанный на импорте (в основном это сфера розничной торговли).

Прежде всего пострадали франшизы, работающие в наиболее затронутых кризисом секторах экономики, то есть в сфере недвижимости, услуг и торговли люксовыми товарами (магазины одежды), а также товарами не первой необходимости (например косметика ручной работы) и др.

Практически исчезла такая странная категория франшиз, когда муж дарил франшизу-игрушку жене, не совсем понимавшей, что и как с ней нужно делать.

Очень пострадала категория мастер-франчайзинга: многие инвесторы не рассматривают сейчас такие дорогостоящие проекты, как покупка прав на всю Россию или ее регионы, так что международным франшизам сейчас нелегко выйти в Россию.

Франшизы тех, кто остается, претерпевают существенные изменения, появляются новые форматы франшиз, более адаптированные к кризисным условиям и стабильные, менее дорогие и рисковые.

Дополнительный стимул к развитию получили франшизы в сфере общественного питания, в частности фаст-фуда. Падение выручки здесь не очень значительно, инвестиции сравнительно скромные, а вот известных брэндов в этом сегменте в России не так много.

Можно отметить рост числа франшиз образовательных центров для детей: в текущем году сразу несколько компаний заявили о развитии франчайзинга в этой сфере бизнеса. Достаточно востребованы недорогие франшизы стоковых магазинов одежды, многие действующие франчайзи сейчас рассматривают их как альтернативу своим магазинам.

Увеличилось количество предложений франчайзеров в сфере розничной торговли по организации франшизы в формате shop-in-shop (магазин в магазине). Такое решение позволяет организовать фирменную торговлю в уже действующем магазине, где сформировался поток покупателей, поэтому можно сэкономить на продвижении.

Таким образом, с начала года в России появились новые интересные франшизы. Среди них самые заметные — "Майорика" (Majorica), "Крошка.Ру", Cavio, Semk, Gift Idea, Paris Hilton, Frederic Fraer, Romstal, японская мастер-франшиза Beard Papa и др.

По-прежнему 80% франшиз на отечественном рынке предлагаются франчайзерами Москвы и Подмосковья, на втором месте — Санкт-Петербург. Активно развивается франчайзинг в Челябинске, Перми, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Нижнем Новгороде и других городах-миллионниках.

Несмотря на кризис и даже вопреки ему перспективы франчайзинга остаются радужными, поскольку отечественный рынок далек от насыщения, особенно в регионах, а сетевой бизнес в форме франчайзинга доказал во всем мире свою эффективность. Именно в странах с большим количеством регионов, разбросанных на значительные расстояния, франчайзинг с его системой регионального развития, основанной на так называемых "мастерских" франшизах, получил огромную популярность.

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1228642&NodesID=4
Все новости