12.12.2009 Правительство Нижегородской области разрабатывает законопроект о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Отмечая ограниченные возможности регионального бюджета в условиях кризиса, в новом документе чиновники рассчитывают прописать механизмы взаимодействия с бизнесом при реализации совместных проектов и тем самым стимулировать приток частного капитала в регион. Эксперты говорят о том, что в ряде российских регионов уже действуют подобные законы, но, как правило, в них мало конкретики и они носят декларационный характер, хотя и свидетельствуют о стремлении властей сделать правила игры более прозрачными.
Актуальность принятия законопроекта «Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнерстве» на вчерашнем заседании регионального правительства министр экономики Геннадий Баландин объяснил тем, что в кризис возможности бюджета по развитию региона ограничены. В то же время, по словам министра, привлечение частного капитала осложняется тем, что в федеральном законодательстве принципы ГЧП не определены, поэтому регион вынужден разрабатывать собственный документ, регулирующий взаимодействие власти и бизнеса. Подробностей законопроекта в областном правительстве не раскрывают, отмечая лишь, что документ установит «четкие и понятные для всех правила участия органов власти в реализации совместных проектов», даст возможность «повысить контроль за целевым и эффективным распоряжением государственным имуществом», а также «придать легитимность заключаемым соглашениям и нормативно защитить интересы органов власти». По итогам вчерашнего обсуждения областное правительство направило законопроект на доработку, после которой он будет передан в законодательное собрание.
Нижегородская область не первой задумалась о необходимости регулирования отношений с инвесторами в совместных проектах. На данный момент законы о ГЧП действуют на Алтае, в Дагестане, Калмыкии, Томской, Кемеровской, Челябинской областях и в Санкт-Петербурге. По словам руководителя группы сопровождения проектов государственно-частного партнерства юридической фирмы «Вегас-Лекс» Евгения Глумова, субъекты Федерации стремятся ввести механизмы регулирования отношений с бизнесом, так как примеры государственно-частных партнерств становятся все больше характерными именно для регионального, а не федерального уровня. «Подобные документы обеспечивают более прозрачное взаимодействие власти и бизнеса и как следствие — привлекают инвесторов», — объясняет эксперт.
Нижегородские депутаты признают необходимость принятия подобного документа, но подчеркивают, что он должен быть предельно конкретным. «Число крупных проектов, реализуемых правительством вместе с бизнесом, будет только расти. Эти отношения требуют регулирования. Главное — соблюсти баланс интересов общества и инвесторов, а для этого нужно, чтобы в законе были четко прописаны детали сотрудничества власти и бизнеса», — говорит председатель комитета по бюджету и налогам регионального законодательного собрания Александр Шаронов. «Общественных слушаний не было, круглых столов с участием представителей бизнеса тоже, так что о какой стратегии и глубоком анализе тут может идти речь», — отмечает руководитель фракции КПРФ в законодательном собрании Нижегородской области Владислав Егоров, опасаясь, что новый законопроект «станет очередной пустышкой с громким названием».
«Существующие в регионах законопроекты о ГЧП действительно носят больше декларационный характер, — признает Евгений Глумов. — Чтобы документ работал, в нем, в частности, необходимо определить конкретные формы ГЧП и меры господдержки бизнеса в обмен на инвестиции. Властям не надо забывать, что ГЧП — это равноправное сотрудничество». Председатель правления некоммерческого партнерства «Центр развития ГЧП» Павел Селезнев добавляет, что регионам, планирующим разработку таких законов, стоит учитывать и сложности, связанные с «отсутствием аналогичного единообразного законодательного акта на федеральном уровне»: «Учитывая, что региональные законы не должны противоречить федеральному законодательству, при разработке закона нужно уделить особое внимание его содержанию, не выходить за рамки уже принятых нормативов. При этом организация ГЧП должна строиться на принципах конкуренции, чтобы обеспечить максимальный эффект от проекта для региона».
Елизавета Зубакина, Татьяна Красильникова
Коммерсантъ(Н.Новгород)
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1290365
Все новости