16.12.2005 Производство и оборот алкогольной продукции, содержащей более 15% спирта, могут осуществлять только предприятия с уставным капиталом не менее 10 млн рублей.А вот для производства водки нужно иметь уставный фонд не менее 50 млн рублей.
Кроме того, чтобы получить лицензию на розничную продажу алкоголя, необходимо, чтобы места продажи соответствовали всем требованиям законодательства, что далеко не всегда исполняется нижегородскими предпринимателями.
В ближайшем будущем определяющим критерием при получении права торговать алкоголем станет величина уставного капитала фирмы. Оборотом спиртосодержащей продукции смогут заниматься лишь те предприятия, уставный капитал которых составляет не менее 10 миллионов рублей. Об этом, разъясняя положения закона № 102-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, напомнили чиновники Минфина (письмо от 20 октября 2005 г. № 03-01-10/8-380). Иными словами, это означает, что малые предприниматели и ПБОЮЛ фактически будут вытеснены с рынка алкогольной продукции. Напомним, закон № 102-ФЗ вступает в силу в 2006 году.
Однако попытки защитить интересы малого бизнеса еще предпринимаются. Так, недавно московские депутаты направили президенту обращение, в котором усомнились в легитимности названного закона. Депутаты Мосгордумы указали, что поправки в него вносились в третьем чтении, что является грубым нарушением порядка принятия законов.
Федеральное агентство финансовой информации
В законодательстве о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции произошло много изменений. Они касаются тех, кто производит и реализует алкоголь. Комментирует начальник отдела оперативного контроля ИФНС РФ по Автозаводскому району Нижнего Новгорода Лидия СОЛОВЬЕВА.
В начале 2005 года вступила в действие новая редакция ст. 193 НК РФ. В связи с этим реализация произведенных на территории России натуральных вин осуществляется налогоплательщиками-производителями только с федеральными специальными марками. То есть изменен ранее действующий порядок уплаты акцизов по натуральным винам, в том числе шампанским, игристым, шипучим. При реализации этих напитков производителями налогообложение осуществляется в размере 100% налоговых ставок. Кроме того, в отношении этих вин отменен режим налогового склада.
19 июля 2005 года Госдумой России принят Федеральный закон № 107 “О внесении изменений в часть вторую НК РФ”. Внесенные изменения коснулись как производителей спирта, алкогольной продукции, так и продавцов по оптовой, розничной продаже алкогольной, спиртосодержащей продукции. Этот закон конкретизирует и уточняет отдельные понятия, а также определяет дополнительные меры, направленные на дальнейшее усиление государственного контроля в данной сфере экономики.
Во-первых, этот закон отменяет режим акцизного склада (и маркировки алкогольной продукции региональными специальными марками) в отношении алкогольной продукции, который действовал на предприятиях, производящих алкогольную продукцию и продающих ее оптом, когда алкогольная продукция хранилась под контролем налогового органа в специально выделенных обустроенных помещениях. В 2006 году на предприятиях—производителях алкогольной продукции налоговые посты будут продолжать налоговый контроль. Однако критерии этого контроля будут приведены строго в соответствие со ст. 197.1 НК РФ.
Во-вторых, отменяется освобождение от налогообложения денатурированного спирта и денатурированной спиртосодержащей продукции.
В-третьих, отменяется механизм квотирования закупок этилового спирта. Теперь при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции или использования для собственных нужд достаточно представления уведомления. Аналогичное требование предъявляется при поставке этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% от объема готовой продукции. Увеличился также срок действия лицензий: с трех до пяти лет.
В-четвертых, исключен из перечня лицензируемых видов деятельности импорт и экспорт алкогольной продукции, а также произведена отмена таких избыточных мер госрегулирования, как регистрация оборудования и наименование продукции.
Существенными новшествами являются требования, изложенные в пп. 2.1 ст. 11 ФЗ № 171. Производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции (за исключением водки) теперь вправе осуществлять только федеральные государственные (казенные) предприятия, а также организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее 10 млн рублей. Ограничение не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера.
А вот производство водки вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 50 млн рублей. Об этом говорится в п. 9 ст. 8; и в пп. 2.2 ст. 11 закона.
В новой редакции федерального закона (п. 1 ст. 16) говорится, что с 1 июля 2006 года поставка или розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями при наличии соответствующих лицензий и при условии предварительной оплаты поставляемой алкогольной продукции.
Федеральный закон предусматривает создание единой государственной информационной системы учета алкогольной продукции. С 1 июля 2006 года оборудование для производства этилового спирта и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства в единую государственную автоматизированную систему.
В развитие Федерального закона от 22.11.1995г. №171 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” разработан закон Нижегородской области № 67-З от 01.06.2005г. “О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Нижегородской области”. В нем сказано, что лицензирующий орган совместно с подразделениями Федеральной налоговой службы проводит обследование объекта соискателя лицензии на соответствие установленным федеральным и областным законодательством лицензионным требованиям и условиям его торговых помещений, предназначенных для розничной продажи алкогольной продукции.
Проведенные налоговой инспекцией Автозаводского района Нижнего Новгорода совместные обследования с отделом развития торговли администрации района во втором полугодии текущего года показали, что индивидуальные предприниматели не всегда выполняют в полном объеме требования нижегородского закона в отношении готовности торговых точек. Например, некоторые предприниматели считают наличие сейфа для хранения денег и документов, а также информационного стенда для покупателей чем-то незначительным. Им придется пересмотреть свое отношение к исполнению требований закона.
Вячеслав Джавадов
Все новости