02.03.2010 Французский Alstom на этой неделе подпишет договор купли-продажи 25% акций "Трансмашхолдинга" (ТМХ), крупнейшего в России производителя железнодорожной техники. Alstom это даст доступ к заказам ОАО РЖД, ТМХ — к интеллектуальной собственности концерна.
Сегодня начинается визит президента России Дмитрия Медведева во Францию. Как сообщило агентство Reuters, на встрече господина Медведева с президентом Франции Никола Саркози будет подписано соглашение о продаже 25% акций "Трансмашхолдинга" французскому Alstom. Глава ОАО "Российские железные дороги" (ОАО РЖД владеет 25% акций ТМХ) Владимир Якунин также заявил "Интерфаксу", что переговоры о продаже пакета акций ТМХ "завершатся в ближайшее время". Представители ТМХ и Alstom от комментариев отказались, но источники "Ъ" в ТМХ подтверждают, что договор должен быть подписан на этой неделе.
Таким образом, ТМХ приобретет стратегического партнера, которого ищет с конца 2007 года. Это необходимо компании для обновления линейки подвижного состава за счет доступа к технологиям, взамен на которые Alstom получит гарантированный заказ ОАО РЖД на свою совместную с ТМХ продукцию.
До конца 2007 года основным претендентом на пакет ТМХ считался канадский Bombardier, с которым ТМХ подписывал меморандум о намерениях, но в итоге Bombardier вышел из сделки после начала кризиса. Уже в апреле 2009 года ТМХ подписал меморандум о партнерстве с Alstom, и с тех пор стороны вели переговоры о сделке. Как говорят источники "Ъ", структура сделки с весны прошлого года не поменялась: покупателем бумаг ТМХ станет Alstom Transport — подразделение Alstom, занимающееся выпуском железнодорожной техники. Оно приобретет 25% акций голландской Breakers Investments, которая на 100% владеет ЗАО "Трансмашхолдинг". Продавцами акций Breakers выступят структуры Искандара Махмудова, Андрея Бокарева и "Транс-групп", которые в результате оставят себе 50% минус две акции голландской компании. Еще 25% акций Breakers принадлежат ОАО РЖД, но этот пакет в сделке не участвует.
Сумму сделки источники "Ъ" не называют, ссылаясь на то, что она "не определена и в кризис точно определить ее невозможно". На момент подписания меморандума между ТМХ и Alstom Ernst & Young оценивал ТМХ в 71 млрд руб., но эта оценка была сделана еще в 2008 году. Сейчас ТМХ наверняка стоит дешевле, думает аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков. Выручка холдинга в 2009 году упала до 71 млрд руб. (в 2008 году — 94 млрд руб.), и при операционной рентабельности ТМХ в 10-12% холдинг может стоить где-то 40-50 млрд руб., считает он. Впрочем, один из источников "Ъ" в ТМХ говорит, что Alstom будет вести расчеты с акционерами ТМХ в зависимости от результатов холдинга по итогам следующих лет. Оплата сделки начнется не ранее 2011 года, формула расчета цены не раскрывается. Но, как и было оговорено в прошлогоднем меморандуме, до конца этого года Alstom перечислит владельцам ТМХ аванс в размере 75 млн. дол.
Одно из ключевых условий сделки — доступ ТМХ к интеллектуальной собственности Alstom. Бизнес-план партнеры утвердят только до конца года, но они уже создают в Москве единый инжиниринговый центр для разработки железнодорожной техники, говорят источники "Ъ". Это едва ли не единственный способ получить доступ к ноу-хау Alstom, поскольку иностранцы неохотно делятся технологиями и стандартные механизмы (например, покупка лицензии) не работают, добавляют они. ТМХ в чем-то прав, говорит Кирилл Таченников из ИК "Открытие", приводя в пример партнерство немецкого Siemens и ОАО "Силовые машины" (концерн владеет 25% акций ОАО). Стороны работают по лицензионным соглашениям, отмечает аналитик, и "Силовые машины" долго не моли согласовать с Siemens условия покупки лицензий на газовые турбины для энергетики.
Дмитрий Беликов
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1329676&NodesID=4
Все новости