13.10.2010 Финская медиагруппа Sanoma продает весь дистрибуторский бизнес в России: покупателем московских сетей распространения прессы (стоимость — не более $10 млн) выступит германский холдинг Hubert Burda Media, а киоски в Ростове-на-Дону (около $2 млн) купит "Роспечать" Олега Дерипаски. "Российский рынок оказался сложным" — объяснило в пресс-релизе руководство финской группы.
Согласно официальному сообщению, опубликованному группой Sanoma в пятницу, ее международное дистрибуторское подразделение Sanoma Trade договорилось о продаже своих московских и ростовских сетей дистрибуции. Московский бизнес будет продан компании "Эверест Дистрибьюшн" (принадлежит германскому медиахолдингу Hubert Burda Media, которое владеет также ЗАО "Издательский дом "Бурда"", выпускающим журналы Burda, Chip, Playboy, "Лиза" и др.). В эту сделку войдут ООО "Р-Киоск" (сеть киосков), ООО "Пресс Пойнт Интернэшнл" (торговые точки в аэропортах), ООО "Эйч Ди Эс СНГ" (магазины в торговых центрах) и ООО "ТК Прессэкспо" (дистрибуция в супермаркетах). Ростовская сеть киосков "КП Розница" будет продана ОАО "Агентство "Роспечать"" (контролируется РАИНКО Олега Дерипаски).
Продажа активов коротко объясняется в сообщении президентом Sanoma Trade Тимо Манти: "Российский рынок оказался сложным". Sanoma Trade планирует сосредоточиться на развитии киосков и магазинов в Финляндии, Румынии и странах Балтии. В пресс-службах Hubert Burda Media и РАИНКО за выходные не смогли прокомментировать информацию о сделках.
Sanoma (ранее SanomaWSOY) — финская медиагруппа, владеющая издательским, дистрибуторским бизнесом и телерадиокомпаниями в Европе. Выручка за 2009 год — €2,77 млрд. В России также владеет издательским домом Independent Media Sanoma Magazines (журналы Cosmopolitan, Esquire, газета "Ведомости" и др.). Доля Sanoma Trade на московском рынке дистрибуции, по оценкам Ассоциации распространителей печатной прессы (АРПП), не превышает 3%.
Sanoma зашла на российский рынок дистрибуции прессы в 2005 году, когда Rautakirja (прежнее название дистрибуторского подразделения группы) приобрела "Прессэкспо", поставляющую прессу в супермаркеты. В марте 2007 года Rautakirja создала совместное предприятие с российской "Пресс Сервис Групп" — "Р-Киоск" (получили 70% и 30% соответственно), которое должно было сосредоточиться на развитии в России мини-маркетов прессы. В августе того же года финская компания объявила о приобретении у французской Lagardere Services 100% "Пресс Пойнт Интернэшнл" и HDS CIS, развивавших магазины прессы InMedio, а также точки продаж в гостиницах и аэропортах. Наконец, в марте 2008 года была приобретена ростовская сеть "КП Розница", владевшая 89 киосками в Ростове-на-Дону и области.
Но постепенно бизнес разладился. "Пресс Сервис Групп" вышла из совместного предприятия с Sanoma Trade в начале этой весны, продав финской компании свои 30% бизнеса, рассказал "Ъ" соучредитель и гендиректор "Пресс Сервис Групп" Антон Агеев. Сумму сделки он раскрыть отказался, отметив, что российская сторона оказалась "не вполне довольна развитием" совместного проекта. Согласно сообщению Sanoma Trade, сейчас сеть "Р-Киоск" насчитывает всего 13 киосков в Москве, хотя в 2008-м их было более 100. Ростовская сеть к моменту продажи тоже сократилась — до 72 киосков. Sanoma была вынуждена сокращать количество точек продаж в связи с кризисом. По данным доклада Федеральной службы по печати и массовым коммуникациям о рынке периодической печати, в 2009 году продажи российской прессы упали в среднем на 15%, а выручка киосков, павильонов и салонов прессы сократилась на 10-12%.
Основной актив Sanoma Trade в Москве — это договоры с супермаркетами и сетью заправок BP, отмечает председатель правления АРПП Александр Оськин. С их учетом московский бизнес Sanoma Trade можно оценить не более чем в $10 млн. Ростовские киоски, по оценке господина Оськина, могут стоить не более $2 млн. "На российском рынке дистрибуции финны так и не смогли закрепиться. Виной тому — медлительность компании и недостаточно высокая квалификация менеджмента",— считает Александр Оськин.
Павел Белавин
Все новости