Новости производственного бизнеса.

21.09.2011
Турецкая Pasabahce наращивает мощности своего нижегородского предприятия: до 2016 года компания инвестирует $125 млн в строительство третьей и четвертой очереди завода по производству посуды в городе Бор, по итогам ввода которых в 2016 году объем производства предприятия увеличится в 2,4 раза — до 123 тыс. т стеклопосуды в год. По прогнозам аналитиков, даже при быстром выходе на проектную мощность окупаемость такого проекта составит не менее пяти-семи лет и компании придется выдержать серьезную конкуренцию на российском и восточноевропейском рынках.

Соглашение о намерениях по строительству третьей и четвертой очереди завода по производству посуды в городе Бор представители Pasabahce (подразделение концерна Sisecam Fabrikalari A. S. — одного из крупнейших стекольных холдингов в мире) вчера подписали с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым. Как рассказал „Ъ“ представитель ООО «Посуда» (российская «дочка» Pasabahce) Урал Юланов, проект подразумевает ввод двух новый печей производительностью 200 т жидкого стекла в сутки каждая, в то время как суммарная мощность двух работающих на предприятии печей сейчас составляет 210 т. Строительство третьей очереди «Посуда» планирует начать в середине следующего года и завершить в июле 2013-го, а строительство четвертой очереди будет вестись с середины 2014-го по 2016-й годы. В результате мощность завода вырастет в 2013 году с 51 тыс. т стеклопосуды всех видов в год до 87 тыс. т, в 2016 году — до 123 тыс. т.

В расширение производства инвестор вложит в сумме $125 млн, из которых порядка 60% будут заемными. «Пока никаких договоров не подписано, но нашим традиционным партнером является Международная финансовая корпорация», — отмечает господин Юланов. Хотя на строительство второй очереди борского производства турецкая компания в 2008 году получила от регионального правительства налоговые льготы, нынешнее соглашение о намерениях с правительством области не подразумевает финансовых инструментов господдержки: Pasabahce просит обладминистрацию посодействовать в получении необходимых лимитов энергоресурсов для ввода новых производств. В частности, для каждой очереди заводу потребуется ежегодно 21,9 млн куб. м природного газа и 35 млн кВт/ч электроэнергии.

По итогам ввода новых мощностей руководство Pasabahce рассчитывает на серьезное увеличение выручки: если в 2011 году она запланирована на уровне 2,5 млрд руб., то с реализацией проекта компания готовится получать порядка 4 млрд руб. ежегодно с каждой новой печи. Как и сейчас, около 70% объема производства будет ориентировано на российский рынок, еще 30% «Посуда» планирует поставлять в страны СНГ — Белоруссию, Украину и Казахстан — и Восточной Европы. При этом в компании не исключают увеличения доли экспорта в общем объеме производства до 40%. В России Pasabahce надеется по возможности заместить импорт посуды, основными своими конкурентами турецкий холдинг видит французскую ARC International и мелких китайских производителей.

Сейчас на долю Pasabahce приходится около 20–25% российского рынка, отмечает аналитик ИК «Финам» Максим Клягин. В целом, по его данным, доля внутреннего производства в России составляет около 50–60% в натуральном выражении, среди крупнейших российских производителей кроме борской «Посуды» — Опытный стекольный завод в Гусь-Хрустальном, «Дятьковский хрусталь» и «Хрустальный завод Плюс». Общий объем российского рынка стеклянной (сортовой) посуды, по разным оценкам, составляет около $1–1,5 млрд, объем рынка в товарной массе — около 500 млн изделий в год. «Судя по всему, на рынке сохраняется значительный потенциал роста (в том числе за счет возможного импортозамещения). Отчасти он формируется на фоне увеличения потребления стеклянной посуды населением, а также в результате роста спроса со стороны корпоративного сектора — прежде всего сегмента HoReCa. По некоторым данным, средние годовые темпы роста в последние годы формировались на уровне около 15–20%», — отмечает аналитик. По мнению господина Клягина, значительное расширение производственных мощностей и ассортимента выпускаемой в России продукции позволит Pasabahce в среднесрочной перспективе усилить позиции на внутреннем рынке. Но аналитик ожидает и заметного роста конкуренции со стороны других операторов, прежде всего крупных западных игроков, заинтересованных в дальнейшей экспансии на российском рынке.

Чтобы добиться импортозамещения на российском рынке, Pasabahce нужно будет работать над соотношением цены и качества и производить посуду разных ценовых сегментов, продолжает аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов. Так, по его мнению, для конкуренции с французами компании необходимо добиться аналогичного качества при более низкой цене, и наоборот — для вытеснения с рынка дешевой китайской продукции. «Полностью вытеснить импорт с российского рынка компании будет сложно, для этого нужна государственная поддержка и мощные маркетинговые ходы. В любом случае на это потребуется не менее десяти лет, и известные международные бренды все равно останутся, так как всегда найдутся покупатели, ориентированные на бренд», — считает аналитик. При этом с учетом высокой стоимости проекта окупаемость его составит не менее пяти-семи лет даже при условии быстрого выхода на проектную мощность и хороших продажах, добавляет господин Сафонов.

Анна Павлова
http://kommersant.ru/doc/1777954
Все новости