17.11.2011 Администрация Нижнего Новгорода представила график проведения открытых аукционов, на которых до конца года будут разыграны права на размещение нестационарных объектов торговли. Эти аукционы, призванные заменить ныне действующую систему арендных договоров, — основа концепции, разработанной муниципалитетом для упорядочения мелкой розницы. По идее городских властей тендерный механизм позволит упорядочить торговлю — избавиться от несанкционированных объектов, а также допустить на рынок новых игроков. Но действующие участники рынка считают разработанную концепцию ущемляющей их права.
Механизм реализации концепции размещения нестационарной торговли, которая разрабатывалась муниципалитетом с мая 2011 года и месяц назад была сформулирована в трех постановлениях главы администрации (№4344, №4345, №4346 от 14 октября 2011 года), вчера обсуждался на заседании комиссии по экономике, промышленности и предпринимательству городской думы. Постановления утверждают правила и схему размещения торговых точек по городу, методику организации их работы, а также ключевой момент — порядок проведения аукционов, на которые будут выставляться права заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
Директор департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства Галина Зазирная сообщила депутатам, что в схему размещения нестационарных объектов попали 2163 торговые точки (всего, по данным гордумы, их порядка 2500), и представила итоговый график проведения открытых торгов, на которых до конца года будут выставляться права на размещение объектов. Аукционы систематизировали по специализации предпринимателей. Так, 22 ноября состоится аукцион на право размещения автоприцепов для продажи фруктов и овощей, 24 ноября — автоцистерн для продажи молока, 28 ноября — палаток для продажи новогодних елей и украшений, 30 ноября — цветов и сувениров, 13 декабря — продукции общественного питания, 16 декабря — хлеба и 22 декабря — киосков печатной продукции.
«Если субъект предпринимательской деятельности имеет на руках действующий договор, то он пользуется приоритетом и может остаться на своем месте, не участвуя в аукционе и заключая договор по цене, рассчитанной по специальной методике. Таким образом, мы сохраняем старые действующие точки, но в то же время даем возможность выйти на этот рынок новым людям», — пояснила Галина Зазирная. По ее словам, эта схема позволит «навести порядок в сфере нестационарной торговли и избавиться от несанкционированной торговли». «Чтобы не было хаоса и бардака», — поддержал подчиненную заместитель главы администрации Нижнего Новгорода Владимир Привалов. Он добавил, что решение, нужен объект нестационарной торговли на конкретном месте или нет, принималось из расчета «процента обеспеченности района торговыми точками»: «Мы основывались на данных, которые поступают от жителей города».
Хотя концепция уже близка к фактической реализации, у непосредственных участников рынка она по-прежнему вызывает массу вопросов. Ранее о своих претензиях к разработчикам концепции заявляли представители крупных сетей распространения печатной продукции, готовые со следующей недели приостановить деятельность (подробно об этом „Ъ“ писал 15 ноября). На вчерашнем заседании комиссии высказались владельцы объектов по продаже продуктов и автозапчастей. «У меня по всему городу 14 точек по продаже продуктов, бизнесом я занимаюсь уже 15 лет, — рассказал предприниматель Павел Гришаев. — Все это время и мне, и жителям они были нужны. И тут вдруг в администрации кто-то решает, что мой бизнес на этом месте не нужен». По словам бизнесмена, в разработанной схеме в одном из районов города он не нашел три свои точки из пяти: «А там у меня работают 60 человек. Если на месте этих объектов предполагается строительство дороги или какое-то капитальное строительство — у меня нет никаких претензий. Но не в данном случае». «Суть проблемы в том, что те торговые точки, которые были установлены и работали долгие годы, но не попали в эту схему, теперь станут незаконными. Мы ввалимся в легкий хаос», — резюмировал заместитель главы города Дмитрий Бирман. «Кроме того, до сих пор не ясно, что будет с тем бизнесом, который не относится ни к среднему, ни к мелкому (к участию в аукционах допускаются только субъекты малого и среднего бизнеса — „Ъ“). Останется ли возможность у крупных организаций, которые владеют сетью торговых объектов, остаться на своих местах?» — добавил депутат гордумы Кирилл Эпштейн. По его инициативе всем этим вопросам было решено посвятить отдельное совещание.
Между тем НП «Торговые люди», объединившее несогласных с муниципальной концепцией предпринимателей, готовится привлечь к обсуждению разногласий администрации и бизнеса представителей областного правительства. Как сообщил вчера один из учредителей «Торговых людей» Максим Маткин, партнерство готовит письма на имя губернатора и федерального руководства страны с просьбой обратить внимание на проблему: «Подобные концепции говорят не о поддержке малого бизнеса, а о его системном уничтожении в Нижегородской области. Я знаю людей, у которых из 18–20 работающих точек в схему размещения не попала ни одна. А это значит, что они будут разорены. Кроме того, в этом году администрация намеренно не продляла договоры аренды на том основании, что схема размещения торговых точек еще разрабатывается. Поэтому сейчас очень легко апеллировать к тому, что действующие объекты работают незаконно». По словам Максима Маткина, предприниматели уже обращались за консультацией в региональное министерство поддержки предпринимательства, где была создана специальная рабочая группа, но ни одно из ее предложений не было принято.
Антон Прусаков
Все новости