18.04.2012 Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области проводит проверку по обращению ряда участников рынка наружной рекламы, которые жалуются на антиконкурентные действия городской администрации. Операторы оспаривают законность эксплуатации структурами News Outdoor рекламных конструкций, сроки десятка договоров аренды по которым истекли еще в 2009 году. Очередные антимонопольные разбирательства являются инструментом конкурентной борьбы операторов, пытающихся заново поделить рынок в отсутствии новой концепции размещения наружки, полагают аналитики.
Заявления в региональное управление ФАС по поводу незаконных действий администрации Нижнего Новгорода направили ООО «Плакат», ООО «Рос.стек», ООО РА «Меридиан» и ООО «Домино». Как пояснили „Ъ“ в ведомстве, рекламные компании жалуются на то, что администрация Нижнего Новгорода незаконно позволяла структурам, близким к доминирующему на рынке игроку News Outdoor, эксплуатировать рекламные конструкции, срок договоров аренды по которым истек. В частности, согласно заявлениям, ООО «Нижновреклама», ООО «Рим-НН», ООО «Ректайм» и ООО ТВД (аффилированы с News Outdoor — „Ъ“) в 2006 году заключили 10 договоров аренды рекламных площадей, но по истечении срока контрактов в 2009 году не прекратили использование рекламных мест и до сих пор размещают там рекламу. Администрация города повторных торгов не провела, жалуются рекламщики, и новые договоры не заключила. Специалисты УФАС направили запросы всем участникам возможного разбирательства, по итогам получения которых будет принято решение о возбуждении дела.
В МКУ «Рекламная служба города Нижнего Новгорода», которая создана для проведения подобных конкурсов, о жалобе, поступившей в УФАС, не знают. Однако, по словам руководителя службы Вячеслава Виноградова, еще в 2010 году ведомство проводило собственную проверку на предмет демонтажа рекламных конструкций, срок действия которых истек в 2009 году, и выявило все нарушения. «Тогда было установлено, что ряд конструкций после истечения срока аренды не был демонтирован, и тогда мы через суд добивались этого демонтажа. Кстати, среди нарушителей, которые не снимали с рекламных конструкций свои плакаты и не платили за них аренду, есть и нынешние заявители, и они же выступали против создания концепции размещения наружной рекламы в Нижнем Новгороде», — рассказывает господин Виноградов. В News Outdoor вчера комментировать ситуацию не стали, ссылаясь на то, что никаких документов или запросов компания не получала.
Сколько рекламных конструкций на нижегородском рынке
В Нижнем Новгороде сейчас эксплуатируется 3,97 тыс. рекламных конструкций разных форматов. Среди крупнейших рекламных агентств Нижнего Новгорода — ООО «Ректайм» (7,93% от общей площади всех рекламных конструкций города), ООО «Россерв» (6,04%), ООО АНЖ (5,95%), ООО «Нижновреклама» (4,93%), ООО «Рим НН» (4,24%), ООО «Том Сойер» (1,78%), ООО «Городская реклама» (1,08%), ООО «Актив» (0,31%), ООО «Домино» (0,67 %)....
Это не первое подобное разбирательство. Аналогичный процесс сложился не в пользу муниципалитета в январе 2010 года: тогда специалисты УФАС выявили, что сроки аренды рекламных конструкций по 24-м договорам, заключенным мэрией с операторами наружной рекламы, истекли. Формально освободившиеся места не были выставлены на торги, а компании «Россерв», «Нижновреклама», АНЖ, «Ректайм», «Рим-НН», «Автоспецбыт» и другие продолжали размещать на них свою рекламу. Все предписания ведомства мэрией тогда были выполнены. В мае прошлого года на те же нарушения в своем заявлении в УФАС указало государственное предприятие «Нижегородский информационный центр „Реформа“»: тогда антимонопольщики признали незаконным тот факт, что администрация без проведения конкурса продлила до 2012 года договоры аренды, еще в 2003 году заключенные на пять лет с компаниями, близкими News Outdoor. Администрация обжаловала решение в арбитраже, но тот поддержал антимонопольщиков.
Сроки договоров у игроков рекламного рынка постоянно истекают, однако местные власти ищут способы их пролонгировать до тех пор, пока не будет разработана и принята концепция размещения наружной рекламы, комментирует председатель комитета по наружной рекламе Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), генеральный директор компании «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин: «В подавляющем большинстве регионы пока не приняли концепции размещения наружной рекламы, и возникла малоприятная пауза и для операторов, и для властей: формально муниципалитеты пролонгировать договоры не могут, поэтому не расторгают существующие договоры, хотя у них и истек срок действия». На фоне сложившейся юридической неопределенности игроки рынка пытаются в конкурентной борьбе осуществить передел долей рынка. По данным «ЭСПАР-Аналитик», аналогичная ситуация складывается в других регионах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, где местные власти также еще не разработали и не приняли концепцию размещения наружной рекламы и судятся с рекламщиками за места, на которые истек договор аренды. «Насколько мне известно, такая концепция разработана только в Казани, и Москва, и Петербург обещают разработать ее в апреле-мае», — заключает господин Березкин.
Анна Павлова
http://www.kommersant.ru/doc/1914490
Все новости