21.03.2006 Франчайзинг быстро развивается не только в Москве. Везде, где на рынке появилась реальная конкуренция, где вместо одного магазина на улице стало десять, использование известного бренда, технологий, маркетинга и логистики становится необходимостью, а не просто экспериментом.
Рынок Нижнего Новгорода, будучи одним из самых развитых региональных рынков, ныне повернулся лицом к франчайзингу. Настоящим катализатором этого процесса стали торговые центры, которые открывают все новые площади. Количество торговых площадей в городе, считая со строящимися объектами, удвоится к 2007 году (с 350 тыс. кв.м в 2002 году до 700 тыс.). И везде нужны арендаторы. А существовавшие в городе арендаторы уже не соответствуют форматам современной торговли, поэтому можно видеть процесс, когда торговые центры буквально заставляют предпринимателей ехать в Москву, покупать франшизы и уже на их основе заключать новые договоры об аренде. Сейчас в городе представлены франшизы практически всех сегментов, хотя в каждом секторе рынка есть свои нюансы.
Наибольшие успехи у продавцов одежды и обуви, бытовой техники, электроники, туристических услуг, бухгалтерских программ - здесь уже ситуация такова, что без франшизы независимому оператору работать сложно. Намного больше, чем в других регионах, в Нижегородской области развит франчайзинг в сфере продуктовых магазинов, а также автоуслуг и автомагазинов - в том числе за счет местных франчайзоров. Популярны франшизы подарков, косметики и бижутерии. А вот в сфере общественного питания франчайзинг никак толком не наберет ход. Причин тому несколько. С одной стороны, девелоперы торговых центров пока считают работу с фуд-кортами слишком хлопотной и предпочитают сдавать площади, отведенные под общественное питание одному большому оператору. С другой - франшизы в общепите требуют наибольшей адаптации под местные условия. Это касается и поставщиков, и уровня цен, и реальности бизнес-планов... Странная ситуация сложилась в сфере магазинов хозтоваров, строительных и отделочных материалов, мебели (сегмент home improvements по западной классификации). На такие франшизы есть большой спрос... но пока нет никакого предложения.
Следует упомянуть и о рынке области. Ведь население самого Нижнего Новгорода - 1,2 млн. человек, а еще 2,5 миллиона живут в районах области. И там тоже есть спрос на франчайзинг! Поэтому часть франчайзоров в освоении большого нижегородского рынка выбрала стратегию регионального развития, заключающуюся в том, что областной центр ввиду его значимости закрывается только собственными предприятиями, а франшиза продается лишь в города области.
Есть и успешные примеры местных компаний, выбравших франчайзинг в качестве стратегического пути развития. В настоящее время в городе имеется шесть местных компаний-франчайзоров. Одна из них - это продовольственные магазины. Исторически ситуация складывалась так, что продуктовый рынок города формировали три крупные оптово-розничные компании, каждая из которых в итоге начала предлагать свою франшизу. Это очень характерный путь - франчайзинг в России часто идет именно от крупных и успешных оптовых и дистрибьюторских компаний, которые таким образом стремятся формировать цивилизованную, завязанную на себя систему розничных продаж. Точно такая же ситуация в автомобильном бизнесе, где существует два местных франчайзора (шины, диски, АКБ и автозапчасти). Еще одна компания занимается производством и продажей женской одежды, и еще две работают в секторе общественного питания (рестораны быстрого обслуживания и стрит-фуд). Самому успешному нижегородскому франчайзору удалось привлечь порядка сорока франчайзи. Это следует признать очень хорошим результатом для регионального масштаба. Стал знаменит Нижний Новгород уже и тем, что здесь появилась одна из самых дорогих франшиз в России - первоначальный взнос за открытие одного ресторана быстрого обслуживания "Едок" заявлен в 300 000 евро. Правда, и масштаб предприятия тут велик - это действительно очень сложная франшиза: один такой ресторан заменяет собой целый фуд-корт, и объем инвестиций в его открытие превышает миллион евро. Еще несколько компаний находятся на этапе подготовки франчайзингового пакета.
Так выглядит нижегородский рынок в цифрах. Но никакие цифры не передадут интерес к франчайзингу, существующий в регионе. Эта тема постоянно звучит на всех посвященных малому бизнесу и торговле выставках и конференциях, есть в городе уже и соответствующая инфраструктура. Наш центр специализируется на разработке франчайзинговых пакетов, описании бизнес-процессов, франчайзинговом аудите. Также в городе успешно работает нижегородское отделение "Магазина готового бизнеса". 15 марта 2006 года в городе пройдет первая специализированная франчайзинговая выставка. Так что нижегородские предприниматели при выборе стратегии развития своих предприятий обязательно задумываются и о франчайзинге.
Но, конечно, нельзя сказать, что развитие франчайзинга в Нижегородской области происходит безоблачно. Анализ имеющегося опыта показывает, что в основном все российские франчайзоры наталкиваются на одни и те же проблемы. Во-первых, успешные московские франчайзинговые компании пока имеют избыток предложений со стороны потенциальных франчайзи на покупку их франшиз. Сегодня в России желающих купить франшизу больше, чем достойных франчайзинговых предложений. И в этих условиях франчайзоры часто ошибаются в выборе франчайзи, нарушая важные принципы, по которым строится данный бизнес. Франшизу предпочтительно предоставлять тем, у кого пока не слишком большой капитал, кто будет четко выполнять все условия и правила, оговоренные в договоре. Если же покупателем франшизы является сильная региональная компания, имеющая много ресурсов, слишком велик риск того, что, приобретя опыт в вашем бизнесе, они решат развивать его дальше уже под своей маркой. Такие примеры в Нижегородской области были.
Во-вторых, довольно часто "продажа франшизы" подразумевает лишь передачу бизнес-процессов и торговой марки. Как показывает опыт, франчайзи в регионах ждут большего, а именно централизованного решения проблем с поставками и сильных маркетинговых программ со стороны франчайзора. Кстати, именно этим привлекательны предложения местных франчайзоров - они, как правило, имеют отлаженную логистику в конкретном регионе, готовы поставлять товар на льготных условиях вплоть до предоставления полностью на реализацию, ведут активную кампанию продвижения. Покупая же московскую франшизу, нужно будет возить товар из Москвы по предоплате или на условиях факторинга, а то и вовсе решать все проблемы самостоятельно. Поэтому, например, никто из нижегородцев так и не купил франшизу российских федеральных брендов в области продовольственного ритейла. Для примера, чтобы открыть продовольственный магазин по франчайзингу в Нижегородской области, нужно будет:
- заплатить весьма символический первоначальный взнос - порядка 40 000 рублей, на покрытие зарплаты людей, которые будут готовить проект вашего магазина;
- оборудовать магазин в соответствии с фирменными стандартами, франчайзор при этом может предоставить часть оборудования в рассрочку на полгода;
- 90% товаров вам будет поставляться централизованно, причем на условиях реализации;
- роялти вместе со всеми прочими отчислениями составят 2-4%.
Не правда ли, разительное отличие от того, что предлагают национальные сети?
Третий важный момент - часто франчайзоры никак не адаптируют модели бизнеса к региональным условиям. Не секрет, что очень часто бизнес-планы, написанные "для Москвы", нереальны для франчайзи в регионах. Это касается и уровня цен, и ожидаемой проходимости, а стало быть, сроков окупаемости и объемов инвестиций во франчайзинговые проекты. Такие разногласия тоже приводили к конфликтным ситуациям и разрыву отношений франчайзи с франчайзором. Знать и учитывать региональные особенности нужно обязательно!
В целом, при взгляде из региона на ситуацию с франчайзингом в стране картина вырисовывается довольно любопытная. При всем уже реально имеющемся разнообразии предложений пока нет тех франшиз, которые стоило бы покупать с точки зрения покупки бренда (исключение, пожалуй, лишь "Эльдорадо", но у них в Нижнем Новгороде мощная сеть своих магазинов). Названия почти всех компаний-франчайзоров, которые прекрасно известны специалистам и потенциальным франчайзи, для рядового нижегородского покупателя почти ни о чем не говорят. Так что за франшизу люди готовы заплатить столько, сколько стоит технология, переплата "за имя" будет восприниматься в штыки. То же касается и роялти - платить готовы, но в тех размерах, какова реальная поддержка франчайзора. Мысль о том, что роялти - это в первую очередь плата за право использования торговой марки, воспринимается не вполне адекватно.
Пример из разряда курьезных: в городе работает несколько принадлежащих нижегородскому предпринимателю "тонаров", в которых продается весь ассортимент продукции московской сети быстрого питания "Стардог!с" и по тем же ценам, но продается она совсем под другой маркой! Понятно, что это продажа "Мерседеса" под маркой "Запорожец", но, видимо, в данном случае покупатели не знают ни ту, ни другую.
Как пока и в целом по России, к франчайзингу в Нижнем Новгороде приходят далеко не новички. Ситуация, когда человек скопил на службе денег и хочет начать собственный бизнес - редкое исключение. Покупателями являются либо действующие в этой сфере предприниматели, чувствующие, что без покупки франшизы им не выжить в конкуренции. Либо другой вариант - покупателями выступают крупные компании, желающие вложить свободные средства и диверсифицировать свой бизнес (управляет франчайзинговым бизнесом в этом случае наемный менеджер).
Одно ясно точно: ситуация сильно изменилась. Если еще пять лет назад настойчиво говорили о том, что франчайзинг - это не для России и не для российских регионов, что мы к нему не готовы и только все испортим, то сейчас, как только конкуренция становится реальным фактором, подобные разговоры сами собой стихают. Франчайзинг становится востребованным. Более того, франчайзинг - это ведь путь сотрудничества бизнеса большого и бизнеса малого. Для региональных предпринимателей это важный факт. Он означает, что хотя рынок неумолимо занимается общенациональными компаниями, это не значит, что для местного бизнеса не остается перспектив. Да, рынок будет занят общенациональными марками. Но в большой доле это будут франчайзинговые предприятия местного капитала. Мы знаем, что в Америке или в Японии на франчайзинг приходится до 40% розничного бизнеса, в российских регионах, конечно, эта цифра пока несоизмеримо меньше. Значит, простор для роста большой!
В.Носов
Все новости