25.11.2012 Поэтому отличительной чертой инвестиционной политики Нижегородской области является кластерный подход.
В настоящее время на территории Нижегородской области созданы автомобильный, нефтехимический и инновационный кластеры. Именно в рамках их деятельности открываются наиболее значимые для экономики региона предприятия. Также в сентябре 2012 г. губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев заявил о том, что на территории региона будет создан авиационный кластер. Г‑н Шанцев подписал соглашение между региональным кабинетом министров, нижегородским авиастроительным заводом «Сокол», Объединенной авиастроительной корпорацией и Нижегородским государственным техническим университетом.
Первым шагом станет создание авиационного технологического парка на территории завода «Сокол», где будут создаваться условия для привлечения российских и иностранных резидентов, развития научно‑исследовательской деятельности, внедрения новейших технологий по проектированию и производству авиационной техники.
Акцент на автопром и нефтехимию
Если создание авиационного кластера — это далекая перспектива, то автомобильный и нефтехимический уже запущены. Объединены они в нижегородский индустриальный инновационный кластер. Кластер представляет собой группу предприятий — производителей автомобилей, нефтехимической продукции, автокомпонентов и заготовительных производств, сборочных производств Группы ГАЗ и расположен на трех основных площадках Нижегородской области: в Нижнем Новгороде, в городе Кстове, в городе Дзержинске.
Высокая концентрация основных производств кластера позволяет существенно снизить затраты на логистику и обслуживание инфраструктуры.
Производственная цепочка кластера начинается в Кстове производствами этилена на ОАО «Сибур‑Кстово» и поливинилхлорида на ОАО «РусВинил». Затем сырье поступает на переработку в Дзержинске, где на мощностях ОАО «Сибур‑Нефтехим» производятся окись этилена и гликолей. Полученный продукт используется для производства автокомпонентов и автомобильных жидкостей для нужд Группы «ГАЗ».
Ключевые компании нижегородской площадки — ОАО «ГАЗ» и ООО «Автозавод «ГАЗ» — расположены на территории единой производственной площадки. Согласно данным министерства инвестиционной политики Нижегородской области, обслуживание инфраструктуры и поддерживающие процессы обеспечиваются специализированными компаниями-аутсорсерами: ООО «Консалтинговый центр — Группа ГАЗ», ООО «Сервисный центр», ООО «Технопарк». Большая часть других компаний — поставщиков автокомпонентов также расположена на территории промплощадки ГАЗ или в непосредственной близости от нее: ООО «Лир», ООО «Завод «Автокомпонент», ООО «Нижегородские моторы», ОАО «Красная Этна» и другие. Также крупные промплощадки расположены в городах Арзамас, Заволжье, Павлово и Бор.
Общая выручка крупнейших предприятий индустриального инновационного кластера — ООО «АЗ «ГАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «ПАЗ», ОАО «Сибур‑Нефтехим», ОАО «СИБУР‑Кстово» — составила в 2011 г. 175 млрд руб. Общее число работников на начало 2012 г. составило 68,7 тыс. человек. Мощности индустриального инновационного кластера позволяют производить автомобили разных типов, охлаждающие и тормозные жидкости, полипропелен, поливинилхлориды, автокомпоненты.
По данным министерства инвестиционной политики Нижегородской области, существует ряд проблем, которые ограничивают возможности реализации потенциала кластера. В первую очередь это сложности с логистикой. В регионе действует только один современный логистический центр — Волжский индустриальный парк. Также дело осложняют изношенные автомобильные дороги с низкой пропускной способностью. Кроме того, не развита инфраструктура грузовых и пассажирских перевозок аэропорта Нижнего Новгорода.
Вторая серьезная проблема — неравномерное распределение энергетических мощностей.
Чтобы решить эти инфраструктурные и энергетические задачи, правительство региона запланировало заменить ж/д полотно от станции Горький — Автозавод до контейнерного терминала ГАЗ, реконструировать порт для обеспечения солью производства ПВХ ООО «РусВинил» в Кстово, построить буферную площадку для хранения готовых автомобилей проектов GM и Daimler, организовать буферную площадку для VW, Skoda. Кроме того, запланировано строительство продолжения Южного шоссе, ремонт и расширение дороги по ул. Монастырка.
Сложности также существуют с тем, что бренд и репутация нижегородской продукции ниже, чем у иностранных производителей. В связи с этим существует угроза появления импортной продукции по более низким ценам после вступления в ВТО.
Отрицательная демографическая динамика и слабая материально‑техническая база вузов и учреждений профессионально‑технического образования также мешают развитию кластера. Эту проблему регион будет решать за счет развития технической базы высших и профессиональных учебных заведений. В частности, в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского будет создан инновационо‑технологический и научно‑производственный центры. В Нижегородском государственном техническом университете в 2014 г. может появиться отраслевой инжиниринговый центр прототипирования и промышленного дизайна автокомпонентов.
В результате применения всех этих мер к 2016 г. выручка кластера должна увеличиться с 175 млрд руб., которые были в 2011 г., до 465 млрд руб., инвестиции в исследования — с 0,35 млрд руб. до 1,15 млрд, инвестиции в инфраструктуру кластера и территорию базирования — с 0,2 млрд руб. до 1,3 млрд. Количество рабочих мест должно достигнуть 85,2 тыс. человек.
Инновационный подход
Валерий Шанцев рассказал, что объем производства инновационной продукции в Нижегородской области в 2012 г. увеличился в три раза и составил 72 млрд руб. Однако на фоне роста общего внутреннего валового регионального продукта, который в 2012 г. составил 1 трлн руб., этого недостаточно.
Согласно данным регионального мининвеста, доля инновационной продукции должна составить 58% вместо 7%. На такие показатели область должна выйти к 2016 г.
Безусловно, якорной компаний в развитии инноваций в Нижнем Новгороде станет ИТ‑парк «Анкудиновка». Главная задача его резидентов — разрабатывать и реализовывать инновационные проекты, связанные с информационными технологиями, энергоэффективностью и энергосбережением, космическими и медицинскими технологиями, а также с телекоммуникациями.
Для того чтобы подтянуть к реализации инновационных проектов бизнесменов, правительство области разрабатывает различные меры поддержки. В частности, стимулирует разработку высокопроизводительной и конкурентоспособной новой отечественной техники, включая полное или частичное финансирование из федерального бюджета научно‑исследовательских и опытно‑конструкторских работ. Кроме того, важно субсидировать затраты на обучение или переквалификацию сотрудников.
Одним из инструментов поддержки научно‑исследовательских работ и образовательных программ может являться включение проектов в уже существующие федеральные целевые программы. Например, в программу «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» на 2012–2020 гг. или в программу «Развитие транспортной системы России 2010–2015 гг.» в частности подпрограмму «Автомобильные дороги».
Год инфраструктуры
2012 г. для региона по части реализации инвестиционных проектов выдался очень ответственным. Работать начали значимые для всего города и области инфраструктурные объекты.
В феврале открылась канатная дорога Нижний Новгород — Бор. Ее стоимость составила около 900 млн руб., 65% суммы выделила область, 30% — Нижний Новгород, остальное — кредитные средства. 4 ноября начала работу первая станция метро в нагорной части города. Нижегородцы ждали ее больше пяти лет. Также в День народного единства открыли движение по ул. Горького и по эстакаде на Московском шоссе. Кроме того, обновлена и расширена площадь Лядова и установлен надземный переход на пр. Гагарина.
По традиции в этом году состоялся пуск ряда зарубежных предприятий. Германская «Леони» вложила 1,4 млрд руб. в создание нового завода по производству автокомпонентов в Заволжье. Бельгийский «Юнилин» открыл завод по производству напольных покрытий, объем инвестиций по проекту составил порядка 1,24 млрд руб. А Группа компаний Heineken в России завершила вторую очередь модернизации пивоваренного завода «Волга», вложив в нее 110 млн евро. В 2011 г. запустили завод «Шотт Фармасьютикал Пэккэджинг» в Заволжье Нижегородской области. Объем инвестиций — 600 млн руб.
Кроме того, состоялось официальное открытие предприятия компании «Либхерр». В производство конструктивных элементов и компонентов швейцарская компания вложила 11,5 млрд руб. Завод по производству автокомпонентов для российских и зарубежных автопроизводителей «Валео» обошелся инвесторам в 315 млн руб.
Стоит отметить, что инвесторам оказывается серьезная государственная поддержка. Одним из ее видов является практика государственно‑частного партнерства. С использованием его механизмов были сданы физкультурно‑оздоровительных комплексов в Краснобаковском, Лукояновском и Павловском районах с общим объемом инвестиций 1,4 млрд руб. Также ведется строительство и эксплуатация мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке ТБО на территории Городецкого района с объемом инвестиций 700 млн руб.
Еще одной мерой поддержки для инвестора является присвоение проекту статуса приоритетного. В 2011 г. он был предоставлен 10 проектам, общий объем инвестиций по которым составил 104 млрд руб.
В ближайшие два года регион ожидают не менее масштабные открытия. В конце 2011 г. «Сен‑Гобен Строительная продукция Рус» заложил первый камень в строительство производства гипса в городе Павлово. В марте 2012 г. правительство Нижегородской области, администрация городского округа Дзержинск и ООО «Даниели» (дочерняя компания Danieli, Италия) подписали соглашение о создании машиностроительного завода по производству металлургического оборудования для промышленности на территории области. И, конечно, все ждут в 2014 г. пуска производства поливинилхлорида на заводе «РусВинил» стоимостью более чем 55 млрд руб.
http://nn.dkvartal.ru/news/nizhegorodskie-investory-sobirayutsya-v-klastery-236667012#ixzz2Cw8rn5ta
Все новости