21.04.2006 Представители малого бизнеса в конце прошлого года были не на шутку обеспокоены решением областной власти переселить мини-маркеты в жилые дома. Отреагировал на это известие и рынок жилья: за полгода цены на квартиры, расположенные на первом этаже, подскочили на 30 процентов и сейчас купить "жилплощадь" под магазин становится все сложнее и сложнее. Исчезнут ли полностью с улиц губернских городов мелкие магазинчики? Придется ли жителям области ходить за покупками только в большие супермаркеты? Наконец, какова общая политика областной власти по отношению к мелкому предпринимателю, который и сейчас является важнейшим звеном в экономике региона? На все эти вопросы отвечает министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Денис Лабуза.
Мини-маркеты уберут. Но не все
- Денис Иванович, каковы конкретные планы правительства в области розничной торговли?
- Уже приняты правила мелкой розничной торговли, в которых указано, что каждый город и район Нижегородской области должен к 1 сентября 2006 года разработать план-концепцию реорганизации мелкорозничной сети. В Нижнем Новгороде такая программа будет готова уже к концу апреля. Все они будут обсуждаться с предпринимательским сообществом и при необходимости корректироваться.
- Одним из главных пунктов реформы станет перевод мелкой розничной торговли на первые этажи. Многие говорят, что власть-де намеренно хочет удушить мелкого торговца и оставить одни огромные супермаркеты.
- Те, кто так думает, сильно ошибаются. Ведь переход на первые этажи дает возможность предпринимателю приобрести капитальное строение, из которого его никто и никогда не выгонит. Это его собственность - и точка. Сейчас же розничные торговцы, по существу, находятся у нас на птичьих правах. Договор на каждый мини-маркет заключается не больше чем на год. Его нужно ежегодно продлевать. Чтобы это сделать, нужно пройти через массу чиновников. Кое-кто из них, как известно, не прочь на этом деле заработать. В любой момент могут попросить убрать мини-маркет, чтобы освободить участок под строительство или для прокладки коммуникаций. То есть рисков здесь много. А если купил квартиру на первом этаже – совсем другое дело. Здесь даже неважно, пошел у тебя бизнес или нет. Ведь у тебя, в конце концов, остается недвижимость, которая каждый день набирает в цене.
Не надо спать!
- Кстати, о ценах на квартиры на первых этажах. Они сильно взлетели и продолжают расти. И как в этих условиях быть тем предпринимателям, кто еще не успел купить жилплощадь?
- Так мы сколько уже говорим о реформе? Полгода? Надо было не спать, а покупать. А то у нас получается, что, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Никто не говорит, что мини-маркетов не будет. Из центров городов, с видовых мест их, конечно, будут убирать. А на окраинах, в спальных районах и там, где недостаточно магазинов, они почти наверняка сохранятся. Все здесь будет решаться с учетом конкретных условий. В этом вопросе задача нашего министерства - чтобы не случилось, как у нас часто бывает: хотели как лучше, а получилось как всегда.
- Помимо мини-маркетов администрация серьезно взялась за рынки области. Некоторые собираются закрывать. Чего здесь ожидать людям?
- Сейчас приняты типовые правила работы рынков и их паспортизации. Чтобы продолжить работу на рынках, нужно будет оборудовать кровлю, твердое покрытие, нормальные рабочие места, теплые туалеты и так далее. Если всего этого нет и не будет, то торговые площадки мы будем закрывать. И на сегодняшний день уже 22 рынка в области находятся в плане ликвидации.
Инкубаторы для предпринимателей
- Валерий Шанцев как-то сказал, что громадный бюджет Москвы делают малые предприниматели. Мы как-то собираемся поддерживать их?
- А эта работа уже идет. Принята комплексная целевая программа развития малого предпринимательства на 2006 - 2011 годы. Кроме того, готовится проект по созданию бизнес-инкубатора инновационной направленности. В рамках его реализации будет осуществляться полная поддержка малого бизнеса - от начальной идеи до развития фирмы и обеспечения ее экспортной деятельности. Плюс к этому наше министерство ведет интенсивную работу по обеспечению доступных кредитов для предпринимателей. Сейчас мы раскручиваем грандиозные программы, когда предприниматель фактически под 8 процентов годовых получает на три года кредит. Это здорово должно поднять малый бизнес! Да и планы громадные. Только до 2010 года мы собираемся увеличить число занятых в малом бизнесе с 450 до 650 тысяч.
- Эта концепция поддержки малого бизнеса наверняка находится в русле стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, которую недавно озвучил губернатор. Что в этом документе отведено на долю вашего ведомства?
- Мы будем двигаться в общей сложности в трех направлениях. Во-первых, поставлена задача обеспечить развитие лесной отрасли. В основном регион производит и вывозит кругляк, режет доску. А нужна глубокая переработка, нужно производство конечного продукта. Скажем, окна, двери, евровагонка, плинтусы и так далее. Это принесет области и деньги, и рабочие места.
Во-вторых, есть серьезные планы по развитию сферы туризма. У нас масса прекрасных мест: Большое Болдино, Дивеево... Да много можно перечислять. Все это необходимо использовать: ведь туризм - это огромные деньги. И, наконец, третье, главное направление нашей деятельности -поддержка инновационных начинаний. Они, как правило, почти на 100 процентов сосредоточены в сфере малого бизнеса.
Никита Шалагинов
Все новости