16.05.2006 На вопросы ИА "ИФ-Регион" отвечает министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Денис Лабуза
Насколько насыщена и привлекательна для инвесторов сфера торговли Нижегородской области?
Наш регион занимает выгодное географическое положение и имеет значительный промышленный потенциал, что позволяет возлагать большие надежды на развитие торговли. По объему инвестиций в основной капитал Нижегородская область занимает 5 место в Приволжском федеральном округе. В 2005 году инвестиции в основной капитал составили 1,5 млрд. рублей.
Несмотря на то, что в регионе работают более тысячи оптовых и оптово-розничных предприятий, сетевые операторы, по-прежнему, проявляют активный интерес к области.
За последние несколько лет в регион пришли такие известные фирмы, как турецкая компания "Рамэнка" (супермаркет "Рамстор"), германская компания Metro Cash&Carry (центр мелкооптовой торговли "Мetro"). Недавно начали работать сети магазинов "Копейка" (Москва) и "Магнит" (Краснодар). Шведская компания IKEA в этом году планирует открыть торговый комплекс "Мега" в Кстовском районе.
Приход на рынок новых операторов – это в первую очередь поступление инвестиций в регион. Кроме того, крупные торговые сети способствуют внедрению новых форм и технологий продаж, насыщению товарного рынка, созданию конкурентных цен. Важно и создание новых рабочих мест. Например, открытие "Мetro" обеспечило работой около 300 человек.
Тем не менее, по средним европейским меркам отметка по наполнению торговыми площадями на 100 человек, в частности, в Нижнем Новгороде, близка к нулю. Поэтому открывать и строить новые магазины и торговые центры в регионе можно еще много и долго.
Вместе с тем в приходе на рынок московских и зарубежных торговых операторов есть и свои минусы. Одним из основных является то, что прибыль в данном случае уходит из региона, так как основные налоги компании платят по месту регистрации головных офисов. Поэтому нам выгодней развивать и растить нижегородских бизнесменов. Сейчас правительство обсуждает с предпринимателями вопросы расширения бизнеса, в частности, мы оказываем помощь в выделении земельных участков под строительство, разработаны программы льготного кредитования и т.д.
Как Вы относитесь к переводу киосков в стационарные здания?
Я считаю, что это цивилизованный путь торговли. Во-первых, в стационарных зданиях есть необходимые условия, в частности, к зданиям проведены коммуникации. Это удобно для персонала торговой точки. Во-вторых, стационарный магазин комфортнее для посетителей.
Стоимость одного киоска (временного строения) сейчас соизмерима в Нижнем Новгороде со стоимостью магазина на первом этаже здания. Квартира, которая покупается под магазин, является частной собственностью и в случае неудачного бизнеса или других обстоятельств может быть продана, либо сдана в аренду. Ее собственник все равно получит прибыль. А лицензия на установку киоска дается на определенный срок, например, на год, и после окончания срока действия лицензии киоск может быть снесен. Согласитесь, что в этом случае предприниматель понесет значительные убытки.
Что намерено делать правительство, чтобы упорядочить работу рынков в регионе?
Министерство поддержки и развития малого предпринимательства Нижегородской области разработало три постановления, которые недавно приняты правительством, в том числе постановление о правилах торговли в Нижегородской области, о паспортизации рынков и торговых площадок, о правилах торговли в мелкорозничной сети.
Правила работы рынков (торговых площадок) в области определяют основные требования к работе рынков, к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам, которые реализуют продукцию, выращенную в личном подсобном хозяйстве, или непродовольственные товары, бывшие в употреблении.
Постановление об утверждении типового порядка паспортизации рынков (торговых площадок) на территории Нижегородской области было разработано для того, чтобы создать условия для организованной торговли. И при этом контролировать качество реализуемой продукции, повышать уровень обслуживания на рынках и торговых площадках, улучшать их материально-техническую базу.
Паспортизация рынка – это добровольная процедура. Отсутствие паспорта не станет основанием для прекращения деятельности рынка или торговой площадки. Однако присвоение статуса рынка будет происходить только после паспортизации.
Сейчас в Нижегородской области действует 96 рынков и торговых площадок. В Нижнем Новгороде прошли паспортизацию 25 рынков и торговых площадок.
Как правительство будет поддерживать развитие туризма в регионе?
Министерство поддержки и развития малого предпринимательства сейчас разрабатывает целевую подпрограмму "Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007-2011 годах", основной целью которой является формирование концепции по привлечению инвестиций на развитие туриндустрии, а также развитие маркетинговой политики по туризму.
Кроме того, одним из основных методов привлечения туристов в область и, соответственно, развития туриндустрии региона является участие в различных выставках. Например, в этом году мы уже представляли область на выставках в Германии и в Москве. Кроме того, летом область посетят делегации зарубежных и российских журналистов. Мы организуем для них ознакомительные туры по региону. Также сейчас готовим новый буклет о туристическом потенциале и телевизионный ролик, который будет транслироваться на одном из центральных каналов в июле-августе.
За последние несколько лет поток туристов, посещающих Нижегородскую область, увеличился на 15-20%. Соответственно растет объем услуг, которые предоставляют нижегородские туроператоры. В 2005 году по сравнению с 2004 годом объем туристических услуг вырос в среднем на 16% до 700 млн. рублей.
Какие объекты планируется построить в сфере туризма в Нижегородской области в ближайшее время?
Сейчас компания "Автоград" (Нижний Новгород) ведет активное строительство туристско-сервисных центров в рамках проекта "Автодорожные ворота города". Общий объем инвестиций в проект составляет около $40 млн. В состав каждого центра войдет автосервис, ресторан, сауна, бильярд, бассейн, магазин автозапчастей и гостиница категории 3 звезды на 60 номеров, центр информации для туристов. Также в рамках реализации проекта планируется провести реконструкцию существующей инфраструктуры на выездах с центральных дорог города.
Кроме того, в 2005 году рядом с Дзержинском в поселке Желнино построен большой гостиничный комплекс "Чайка", объем инвестиций в строительство комплекса составил $12 млн., в Борском районе – санаторий "Филипповский" ($7 млн.), гостиничный комплекс "Акватория" в Городецком районе ($6 млн.), реконструированы и построены новые коттеджи в пансионате "Волга" Балахнинского района (около $3 млн.). В Нижнем Новгороде недавно построен гостиничный комплекс "Александровский сад", объем инвестиций в создание которого составил около $5 млн., завершено строительство гостиничного комплекса "Дивеевская слобода" в Дивеево ($6 млн.).
Но, несмотря на активное строительство, в Нижегородской области и, в частности, в Нижнем Новгороде слабо развита гостиничная инфраструктура. Например, в городе есть только 2 гостиницы категории 4 звезды, нет отелей категории 5 звезд, недостаточно гостиниц категории 2-3 звезды, так называемых мини-гостиниц туристского класса. Кроме того, "неохваченными", по-прежнему, остаются Семенов – родина "золотой хохломы", Арзамас, Городец, Чкаловск. По нашим подсчетам объем инвестиций в строительство гостиниц в районах области может составить около $2-3 млн. на один объект при сроке окупаемости около 5 лет. Сейчас правительство ведет поиск инвесторов для реализации проектов по строительству гостиничных комплексов в регионе.
Перспективным направлением в последнее время является строительство и реконструкция объектов лечебно-рекреационного назначения, современных развлекательных комплексов и аквапарков. У нас есть несколько проектов по строительству рекреационных комплексов с объемом инвестиций $7-8 млн., сейчас ведется поиск инвесторов.
В последнее время региональная власть активно обсуждает вопрос поддержки предприятий народных художественных промыслов. Каким образом планируется продвигать продукцию нижегородских предприятий?
Одним из крупных проектов в сфере поддержки народных художественных промыслов (НХП) является создание Международного центра НХП, в котором будет расположен магазин изделий НХП, музей истории художественных промыслов Нижегородской области, офисы Фонда развития НХП, представительства российских и зарубежных предприятий отрасли. Возможно, в здании будет находиться гостиница или многозальный кинотеатр. Планируется, что центр будет создан на ул. Большая Покровская на базе магазина "Художественные промыслы".
Проект еще не утвержден, но мы рассматриваем возможность как реконструкции здания, так и строительства нового здания. По расчетам специалистов министерства на реконструкцию здания может потребоваться около $2 млн., на строительство нового, естественно, больше. Все зависит от фантазии и возможностей инвесторов. Недавно мы объявили конкурс на разработку проекта международного центра НХП.
Кроме того, министерство разрабатывает концепцию размещения киосков с сувенирной продукцией НХП на всех крупных вокзалах Нижегородской области – речным, железнодорожных, в аэропорте. Планируем включить в туристические маршруты посещения небольших магазинчиков с изделиями НХП и предприятий, где можно будет приобрести продукцию.
Все новости