09.10.2006 Накануне мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что больше половины мест на сельскохозяйственных рынках будут отданы российским фермерам. При этом он подчеркнул, что эта норма будет соблюдаться при любых условиях. "Если не будет подвоза из Московской области и других российских регионов, эти прилавки будут пустовать и находиться под строжайшим контролем", - сказал Ю.Лужков.
Заявление столичного градоначальника из разряда ожидаемых. Еще на прошлой неделе первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк пообещал, что фермеры будут иметь гарантированные места торговли на сельскохозяйственных рынках. Вдаваться в подробности он, правда, не стал. Однако, следуя логике организации торговли "по-новому", следует предположить, что московские власти обязаны внести изменения в правила розничной торговли. В частности, необходимо четко прописать квоты торговых мест для "правильных" продавцов. "Этот вопрос надо обсуждать в отношении каждого рынка", - лаконично заметил Ю.Росляк.
Между тем, в начале октября положение дел на сельскохозяйственных рынках попало в поле зрения Кремля. Президент России Владимир Путин потребовал навести порядок в этой сфере, охарактеризовав сложившуюся на розничных и оптовых торговых рынках ситуацию как "беспредел". В результате, до 15 ноября чиновников обязали разработать меры по ужесточению правил легализации трудовых мигрантов и усилению надзора за соблюдением трудового законодательства на рынках. Московские власти на призыв среагировали незамедлительно. Ю.Росляк тогда заявил, что, прежде всего, с торговых площадок будут изгнаны "псевдооптовики". По некоторым сведениям, в борьбу с ними включатся налоговые и правоохранительные органы. При этом Ю.Росляк выразил надежду, что в ближайшее время не только в Москве, но и на федеральном уровне законом будут установлены правила "как для тех, кто сдает места в аренду, так и для арендаторов".
Сами сельхозпроизводители встретили грядущие изменения в порядке торговле на рынках сдержанно. Многие из них считают, что закон о розничной торговле должен быть прямого действия. Ведь в противном случае, местные чиновники установят свои требования. Иными словами, крестьяне бояться не только бандитов и перекупщиков, но и не в меньшей степени не доверят чиновникам.
Не прибавляют ясности и последние высказывания Ю.Лужкова. С точки зрения бизнес - логики и экономической целесообразности, непонятно, почему владельцы рынков /в частности, столичные власти/ готовы терпеть убытки из-за пустующих торговых точек. Неясно также, на чем основаны опасения столичного градоначальника, что сельхозпроизводителям трудно доставлять свои товары на рынки. Аргумент, что сейчас дорогой бензин и транспорт, не является главным. Проблема не в доставке, а в бюрократических кордонах.
В свою очередь, идея о том, что реализовать товар должен тот, кто его произвел, вызывает, в лучшем случае, сомнения. А в худшем – опасения. Ведь производство сельскохозяйственной продукции и торговля ею - два различных бизнеса. Животноводство, равно как и растениеводство предполагает постоянное присутствие производителя на месте. Каким образом крестьянин должен бросить хозяйство и везти на рынок ту же скоропортящуюся продукцию, требующую незамедлительной реализации, непонятно. Между тем, частников на продовольственном рынке России сегодня немало. Именно в личных подворьях, частных огородах и садах выращивается более половины мясной продукции, 40 проц молочных товаров, 90 проц картофеля и 95 проц овощей и фруктов и ягод, заявил ПРАЙМ – ТАСС научный руководитель школы экономики и земельных рынков Академии народного хозяйства при правительстве РФ Иван Стариков. По его мнению, в первую очередь необходимо создать условия для объединения мелких производителей путем создания системы потребительской кооперации. Он считает, что нужно открыть в деревнях и селах сеть заготовительных контор, пункты приема сельхозпродукции. Причем, крестьяне должны стать пайщиками таких потребительских кооперативов. "Потребительские кооперативы создадут на селе конкуренцию. Кроме того, при такой системе невозможны ценовые сговоры. И это приведет к справедливым ценам на сельхозпродукцию", - считает И.Стариков.
По его мнению, такая форма собственности, как кооперация, по сути, означает объединение трудовых ресурсов, капиталов. Но главное, что львиная доля добавленной стоимости, прибыли распределяется непосредственно между производителями. А вот реализацией должен заниматься наемный продавец. Причем, пайщики кооператива предварительно обговаривают с ним финансовые вопросы – как накладные, транспортные расходы, цену реализации и проч. В общем–то, в этой схеме нет ничего нового, и не нужно изобретать велосипед для того, чтобы сделать короче путь сельхозпродукции на прилавки рынков.
Сейчас очень много говорят о специфических особенностях сельского хозяйства – сезонности производства, замедленного оборота капитала, повышенного производственного риска, связанного с погодными условиями. Как следствие, утверждается, что на создание фермерского хозяйства нужен солидный стартовый капитал. Между тем, по словам И.Старикова, на создание заготовительной конторы нужно в пределах 300 тыс рублей, а на личное фермерское хозяйство необходимо изыскать около 3 млн рублей. "В эти суммы включены расходы на приобретение складских помещений и холодильных установок", - уточняет И.Стариков. Однако главная проблема- это получить разрешение от местных чиновников на организацию бизнеса. В их же ведении находятся вопросы упорядочения торговли на продовольственных рынках. Иными словами, фактически получается, что чиновники будут бороться сами с собой, пытаясь в очередной раз возродить российское село и деревню.
Между тем, в социальном плане эта идея беспроигрышна. И.Стариков говорит, что, если действия власти не ограничатся популизмом, то жителей сельской местности еще можно излечить от "пораженческого феномена социальной апатии". Безработица и пьянство – застарелые проблемы российской глубинки. Кроме того, никто не будет против того, чтобы на городских рынках продавалась качественная и недорогая продукция отечественного производителя. Возникает лишь один вопрос – почему об этих вопросах вспомнили осенью 2006 г?
И последнее. Мода на экологически чистые продукты питания охватила весь мир. Даже у американцев, традиционно нетребовательных к еде, растет популярность сельскохозяйственных ярмарок, на которых продаются товары фермерских хозяйств. По данным министерства сельского хозяйства США, между 1994 и 2004 гг число фермерских рынков выросло на 110 проц и достигло 3700 "точек". Эта тенденция поддерживает не только мелкие хозяйства и местную экономику, но и укрепляет связи между городскими и сельскими районами. Менеджер одного из фермерских базаров в штате Пенсильвании Джон Кампанья говорит, что по воскресеньям на рынок приходят более 3 тыс чел. Он считает, что "мы слишком долго индустриализировали сельское хозяйство. Теперь, представляя возможность местным фермерам успешно действовать в районе крупных городов, мы создаем новые рабочие места в сельском хозяйстве, которые бы в противном случае исчезли". По словам другого американского фермера Марко Тойго, "мы уже не просто производители сельхозпродукции. Нам необходимо следить за тенденциями на продовольственном рынке. Ведь успех бизнеса связан с тем, что нужно удовлетворять вкусовые запросы клиентов, так как еда, как и любой товар, бывает модной и немодной". Многие американцы говорят, что на рынках продавцы и покупатели нередко обмениваются кулинарными рецептами и идеями.
Это и неудивительно, особенно если учесть, что поход на базар в России испокон веков является своего рода "действом". Поторговаться, иметь возможность попробовать товар, купить всего по чуть–чуть - это не только разумно, но и любопытно. Почему бы не попытаться повернуть закон так, чтобы хорошо стало всем – и крестьянам, и заготовителям, и покупателям?.
ПРАЙМ-ТАСС
Все новости