Новый путь на рынке заемных капиталов - фонд прямых инвестиций.

08.12.2006
Это актуально для тех компаний, которые пережили период "жизнь или кошелек". У вас грамотный менеджмент, красивые финансовые показатели и потрясающие бизнес-идеи, коим для воплощения не достает ни много ни мало - лишь финансирования. Где взять деньги?

На рынке заемных капиталов. Инвестиционное кредитование, проектное финансирование, лизинг. Можно, если повезет, поймать “за крыло” бизнес-ангела. Есть еще один путь, только набирающий обороты в России, — фонд прямых инвестиций.

О том, в какой стороне пролегает этот путь и как по нему идти, не сбиваясь с курса, мы узнали на семинаре “Механика привлечения инвестиций”, состоявшемся 24 ноября в ГК “Александровский сад”. Это первый образовательный проект, организованный деловой газетой “Ведомости” совместно с Центром предпринимательства США—Россия.

Об опыте работы с инвестиционными фондами рассказывали Лисенков Дмитрий и Евдокимов Евгений — оба занимают должности управляющих по инвестициям в Российском технологическом фонде. Территориально работа фонда сконцентрирована на Северо-Западе России. Сейчас в стадии организации находится второй фонд, ориентированный на Центр России. Величина инвестиций фонда составляет от 100 тыс. руб. до 3 млн долларов США на срок до 5—6 лет. Также в семинаре приняли участие Дмитрий Федюнин, начальник кредитного отдела “НБД-банка”, Павел Веселов, генеральный директор компании “Роспрокат-Лизинг” и Александр Савинов, директор фонда прямых инвестиций “Квадрига Капитал Россия”.
ОТКУДА ДЕНЬЖАТА?

Для каждого этапа развития компании есть свой инструмент.

Бизнес-ангелы — это чаще физические лица, владеющие частными свободными средствами. По сведениям ведущих семинара, в Нижнем Новгороде есть семь бизнес-ангелов, инвестирующих свои капиталы в сектор IT. Они готовы сконцентрировать свои капиталы на начальной стадии жизни компании, получая взамен участие в бизнесе и, естественно, прибыль.

Долговое финансирование (банковский кредит) сопряжено с процедурами, вызывающими у многих заемщиков определенные затруднения. Например, проблема оценки залога, оценка кредитной истории заемщика. Не последнюю роль в получении кредита играют и... знакомства.

К долговому финансированию относится и облигационный заем. В этом вопросе главное — найти нужного посредника — инвестиционный банк. Их рейтинги публикуются на сайте РБК. При таком подходе важно учитывать то, что чем меньше величина займа, тем дороже его стоимость.

Процесс эмиссии требует раскрытия информации об эмитенте. Так принято в США и Европе. Российские бизнесмены научились обходить данное требование. Используется следующая схема:

1. Компания создает 100%-ную дочернюю компанию, чистую и прозрачную.

2. Дочерняя компания делает заем, причем материнская компания является поручителем.

3. Привлеченные средства переводятся в материнскую компанию. В итоге средства есть, информация об истинном заемщике не раскрыта.

Фонд прямых инвестиций — это инвестиции в капитал компании. Фонд является юридическим лицом и аккумулирует средства опытных инвесторов — пайщиков. Задача — вложить деньги в реальные перспективы компании.

Фонд работает с компаниями на стадии роста и с компаниями в расширяющихся отраслях. Компания должна расти быстрее рынка, а рынок — быстрее ВВП. Менеджмент компании должен четко представлять, для чего требуются деньги. Компания — потенциальный заемщик должна представить резюме, в котором изложить историю компании, квалификацию менеджмента, описать свои продукты, конкурентов, бизнес-модели и основные финансовые показатели.

“У меня есть проект, он может быть вам интересен”, — вот общая словесная формула, с которой руководитель компании обращается в фонд. Если у фонда на момент обращения есть деньги, то, возможно, его заинтересует отрасль вашей деятельности. Если вам сообщат, что денег нет, это означает, что все средства уже инвестированы в другие проекты.

Цель фонда — повысить капитализацию компании совместно с менеджментом и планировать выход с прибылью около 35%. Чем раньше стадия участия фонда в бизнесе, тем выше инвестиционный риск. Есть случаи инвестирования бизнеса на стадии идеи и получения доходности на уровне 1000 (!)%. По сути, выход — это обратный выкуп менеджментом у инвестора доли в уставном капитале. Выход может быть оформлен как продажа фондом своей доли стратегическому инвестору. Стратегический инвестор покупает контрольную или миноритарную долю вашей компании, например, для того, чтобы обозначить свое присутствие в каком-то регионе или для того, чтобы получить прибыль. Еще один вариант выхода фонда из компании — это первичное размещение акций на бирже (IPO). Это самый тяжелый для всех участников вариант, но при таком раскладе компания остается независимой.

Одно из главных преимуществ работы с подобными фондами заключается в том, что фонд готов входить в непрозрачный бизнес. К тому же доходность по этому виду привлечения выше, чем по другим. Но: сразу и быстро денег не бывает. Процесс подготовки сделки может длиться до года.

Не следует путать фондовое финансирование с банковским кредитованием. Ключевые отличия в условиях финансирования приведены в табл. 2.

Чтобы привлечь хорошие деньги, рекомендуется провести аудит своей компании по стандартам МСФО, это повышает стоимость компании.

Таблица 1

Цепочка роста капитала (источники капитала)
Собственные сбережения Микрозаймы Долговое финансирование
4F:
Friends (Друзья)
Family (Семья)
Fools (Энтузиасты)Founders (Учредители) Общегосударственные и государственные фонды

Бизнес-ангелы Фонды прямых инвестиций
Стратегические инвесторы
IPO
Образование Становление Рост


Таблица 2

Ключевые отличия в условиях финансирования
Фонд Банковское кредитование
Деньги — в обмен на владение долями компании Деньги в долг
Нет процентных выплат Есть процентные выплаты
Нет условий по срокам и возвратности Есть условия по срокам возврата
Нет требований о залоге Требуется залог

“МЕЧТА” инвестора

Оцените свою инвестиционную привлекательность!

Выберите один вариант ответа, потом отметьте его в таблице. Далее соотнесите каждый ответ с баллом, указанным в нижней части таблицы, и подсчитайте итоговую сумму баллов в графе “Сумма”.

1. Доля на рынке, перспективы ее роста
А — не считали
В — в последнее время не растет/сокращается
С — до 5% регионального/продуктового рынка и растет
D — до 10% регионального/продуктового рынка и растет
Е — свыше 10% регионального/продуктового рынка и растет

2. Наличие каналов сбыта
А — 1—2 стабильных канала
В — канал сбыта — часть собственного бизнеса
С — на 20% контрагентов приходится 75—80% сбыта
D — диверсифицированная сеть
Е — дилерская сеть

3. Существующие бизнес-процессы и инфраструктура
А — “что выросло — то выросло”
В — жалко трогать старые кадры
С — БП и инфраструктура следуют за ростом бизнеса
D — их модернизация готовится наперед
Е — соответствуют стратегическим целям компании

4. Динамика роста бизнеса и его прибыльность
А — продажи падают, бизнес убыточен
В — продажи растут, бизнес убыточен
С — ситуация нестабильная, существуют колебания показателей
D — валовая маржа положительная, EBITDA отрицательная
Е — продажи растут, EBITDA положительная

5. Прозрачность бизнеса
А — не будем об этом!
В — вынуждены быть как все
С — начали двигаться в нужном направлении
D — в последнее время многое изменили
Е — бизнесе прозрачен

6. Уровень корпоративного управления
А — а что такое корпоративное управление?
В — не знаем с чего начать
С — у нас существует некое подобие системы корпоративного управления
D — корпоративное управление в нашей компании на “адекватном” уровне
F — мы следуем принципам Кодекса корпоративного управления

7. Система управленческого учета и бюджетирования
А — достаточно бухгалтерской отчетности и отчетов по ПХД
В — методология разработана, но не внедрена
С — подготовка 1—2 отчетов в соответствии с потребностями
D — система внедрена с низким уровнем автоматизации
Е — система отлажена и автоматизирована

8. Финансовая отчетность по МСФО
А — не было необходимости
В — нет кадров
С — отчетность делается в некотором соответствии с МСФО
D — подготовка ежегодно
Е — подготовка ежеквартально

9. Наличие брэнда
А — пока это неактуально
В — ТМ зарегистрирована, но пока не очень известна
С — ТМ известна, но не зарегистрирована
D —ТМ довольно известна, сейчас регистрируется
Е — он всем известен

От 9 до 17. “Мечта” инвестора.
Вы еще не осознали необходимости повышения привлекательности Вашего бизнеса для получения инвестиций.

От 18 до 26. Вы осознаете необходимость повышения привлекательности Вашего бизнеса для инвестора, но пока находитесь в самом начале пути совершенствования.

От 27 до 35. Вам осталось сделать последний шаг для достижения максимальной привлекательности Вашего бизнеса для инвестора.

От 36 до 45. Поздравляем! Ваш бизнес максимально соответствует требованиям инвестора для принятия положительного решения об инвестированиии.

A B C D E
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1 2 3 4 5
Балл
Сумма

Наталья Пчелинцева
www.abm.nnov.ru
Все новости