24.03.2007 Статистика показывает, что срок жизни малых средних бизнесов редко превышает 3-4 года. Именно по истечении этого срока у многих предприятий возникает необходимость в притоке дополнительных средств и концепций, который не может обеспечить их владелец. Выходом из этой ситуации может быть привлечение кредитов, но условия, которые ставят заимодатели, бывают достаточно суровыми, нередко бизнесмен может попасть в ситуацию, которую на Западе называют «банковской кабалой». К тому же деньги не заработают без соответствующих идей, не всегда оказывающихся в запасе у собственника. Чаще всего владельцу бизнеса приходится выбирать: закрыть его или продать. Понятно, что второй вариант более предпочтителен. Для того, чтобы найти покупателя бизнеса, его необходимо оценить. Грамотная оценка - не только условие получения собственником суммы, соответствующей реальной стоимости бизнеса, но и необходимая предпосылка его продажи.
Зачастую цена, заявляемая собственником бизнеса, далека от реальности. Он закладывает в нее свои затраты на развитие компании, представление о ее месте на рынке и ее будущем. «Нам известны случаи, когда продавец вкладывает немалые средства в рекламу, проводит, по мере своих сил, мероприятия по предпродажной подготовке, но принадлежащая ему компания все равно не продается, - говорит генеральный директор консалтинговой группы «Магазин готового бизнеса» Вадим Самсонов. - Дело здесь в том, что заявленная сумма не соответствует реальной цене бизнеса. В этом случае, компания либо перестает существовать, не получая необходимых инвестиций, либо его цена снижается, приходя в соответствие рыночной конъюнктуре. Получается, что опыт реалистичной оценки стоит продавцу несколько десятков тысяч долларов. При этом бывает так, что отчаявшийся собственник продает свою компанию дешевле ее реальной стоимости».
Надо учитывать, что даже обращение к независимым оценщикам не гарантирует адекватное определение цены. «Сейчас на рынке существует много компаний, предлагающих услуги в области оценки. Среди них немало тех, чья работа отличается высоким профессионализмом. Однако, большинство оценочных фирм не оценивает бизнес с точки зрения его продажи – отсутствуют соответствующие стандарты, практически нет сравнительной базы, - считает начальник департамента оценки КГ «Магазин готового бизнеса» Сергей Харченко. – Ряд продавцов, апеллируя к независимой оценке, забывает, что определение стоимости бизнеса может преследовать разные цели: от получения банковского кредита до ухода от налогов. В зависимости от того, на что направлена оценочная работа, зависит выбор метода, которым она производится».
Методы и методики определения стоимости химчисток и прачечных принципиально не отличаются от тех, которые используются по отношению к другим бизнесам «неиндустриального» профиля. Существует несколько общепринятых технологий оценки, применимых к общей массе готовых предприятий.
Метод сравнительных продаж, которым достаточно точно можно определить стоимость бизнеса, адекватно учитывает реалии рынка, но лишь при условии наличия большой статистики аналогичных сделок. Здесь надо учитывать, что продажа бизнеса - это новый сектор рыночной экономики. Данные о сумме производимых на нем сделок зачастую являются закрытой информацией, что значительно ограничивает возможности оценки. Данный метод имеет еще один большой недостаток – он не учитывает динамику развития компании, ее перспективы. Кроме того, оценка стоимости бизнеса, основанная на аналогичных случаях, всегда ориентирована на прошлое, не учитывает изменение рыночной конъюнктуры. Ведь то, что бизнес был продан за определенную сумму какое-то время назад, отнюдь не означает, что покупатель сегодня готов заплатить за него столько же. Спрос на бизнесы постоянно меняется: в последнее время он демонстрирует долговременную тенденцию к росту, но вложение средств в действующие компании продолжает рассматриваться как венчурная инвестиция.
При затратном подходе определяется восстановительная стоимость составляющих материальных активов. Данная методика статична и не отражает собственно сам бизнес предприятия. Она применяется в основном при переоценке основных фондов, для объектов, не предназначенных для получения прибыли, и при распродаже имущества. Кроме того, он применима к тем бизнесам, которые не дают прибыли, – именно такими, по разным данным, в настоящий момент являются до 30% химчисток и прачечных. В этом случае, стоимость предприятия будет рассчитываться по затратам на создание аналогичного объекта (конечно, с учетом ряда дополнительных факторов, например, амортизации оборудования). Так, организация работающей на арендованных площадях фабрики-химчистки с сетью из нескольких приемных пунктов в Москве будет стоить 140-150 тыс. долларов. Однако при этом немало времени потребует закупка оборудования, поиск и подготовка помещения (выкладка его плиткой, проводка воды, электропроводки, установка системы пожарной сигнализации и т.д.), создание приемных пунктов, подбор персонала, вложения в первоначальную рекламу. Учитывая эти факторы, большинство инвесторов, заинтересованных в создании, предпочитают приобретать готовые бизнесы, избегая непростого в организационном смысле периода становления компании. Однако, такой фактор, как отсутствие прибыли значительно снижает ликвидность предприятия. Интерес к таким бизнесам проявляют преимущественно конкуренты, видящие в слиянии способ увеличения своей доли на рынке.
Непрофессиональных инвесторов привлекают прежде всего успешные предприятия, для оценки которых используется доходный метод. Цена бизнеса при таком подходе определяется величиной ожидаемых доходов. Базовый показатель, влияющий на определение стоимости, здесь – прибыль, получаемая химчисткой. Этот критерий коррелируется с предъявляемыми конъюнктурой рынка требованиям по сроками окупаемости бизнеса. Сейчас данный показатель не превышает два года, но можно констатировать тенденцию к его увеличению.
Кроме того, по-разному оцениваются бизнесы, продаваемые вместе с недвижимостью, и работающие на арендованных площадях. В первом случае, стоимость объекта будет определяться как сумма двух цен: помещения и собственно «дела», предпринимательского проекта. В этом материале мы рассматриваем только оценку самого бизнеса, не вникая в специфику определения стоимостных параметров коммерческой недвижимости.
Для того, чтобы определить в первом приближении стоимость бизнеса доходным методом нужно знать два основных показателя –ежемесячный доход предприятия и требования рынка по окупаемости. Умножаете первое на второе и получаете приблизительную цену, за которую можно продать принадлежащее вам дело. Конечно, все намного сложнее, практика оценки действующих бизнесов вырабатывается годами, учитывает многие десятки факторов. Но при помощи приведенной технологии можно узнать стоимость предприятия с погрешностью в плюс-минус 20%.
В качестве дополнительных фактора, влияющего на стоимость бизнеса, можно назвать личность потенциального инвестора. Непрофессионал, вкладывающий средства в действующую химчистку, должен будет иметь план развития, грамотный менеджмент и готовность рискнуть. При этом он, как правило, должен быть специалистом в этом виде бизнеса либо иметь тесные контакты с такого рода людьми (например, топ-менеджерами работающих на рынке химической чистки компаний). Кроме того, от инвестора потребуются дополнительные средства для продвижения компании. Все эти условия приводят к тому, что при продаже компании непрофессионалу можно говорить о том, что продажная цена будет относительно невысокой.
В случае, когда покупателем выступает компания-конкурент, имеющая собственные площади, то возможная цена продажи будет находиться посередине интервала цен или ближе к ее верхнему пределу. Если покупатель-конкурент не имеет собственных помещений, то за счет переноса на территорию приобретенного бизнеса своего производства, им могут быть снижены издержки, связанные с арендой, на сумму до 20 тыс. долларов. В этом случае можно претендовать на продажу компании по высокой цене.
Консультант КГ «Магазин готового бизнеса» Михаил Базавлук говорит, что при продаже химчисток часто рассматривается третий вариант, в случае реализации которого за бизнес можно получить максимальную сумму. Речь идет о ситуации, когда непрофессиональный инвестор и компания, работающая в данном секторе рынка, совместно покупают данную компанию. При этом сам инвестор не занимается управлением. Преимущество данной схемы состоит в том, что у работающих фирм-химчисток может не оказаться денежных средств, необходимых для самостоятельной покупки. Непрофессионал получает готовый план работы и управляющую компанию, что снижает его риски.
Ольга Алямкина, Владислав Кочетков
журнал "Современная химчистка и прачечная",
Все новости