Нижегородский кадровый рынок привлекает крупных игроков

10.07.2007
На прошлой неделе Ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП) лишилась одного из восьми региональных отделений — Приволжского. Об этом сообщает газета "Ведомости".

Руководители АКПП заявили, что ее местные участники не сумели изменить дикий характер своего рынка. Пока ассоциация терпела поражение в борьбе за цивилизованный рекрутинговый бизнес, в Нижнем Новгороде в 2006 г. открыли отделения Kelly Services и Human Power Strategic, а в 2007 г. — HeadHunter и Tom Hunt.

Специалисты прогнозируют, что уже до конца года в Нижний придут еще две-три крупные компании. За последний год спрос вырос на 35%, а по отдельным позициям, например по строительным специальностям, — более чем на 200%, отмечает исполнительный директор Регионального кадрового центра Алена Соловьева. А хедхантеры, по ее словам, освоили рынок менее чем на 30%, большинство работодателей все еще нанимают персонал собственными силами.

Между тем в 2000 г. доля кадровых агентств составляла всего около 10% (см. график). К началу 2000 г. на нижегородском рынке закрепилось около десятка компаний, в том числе московских — таких как “Анкор”, “Профи”, BS-Corp. После этого почти семь лет не появлялось ни одного нового иногороднего игрока. А с 2006 г. началось “второе пришествие”. Сервисные компании всегда идут вслед за своими клиентами — компаниями, осуществляющими экспансию в регионы, поэтому мы открыли здесь представительство, рассказала руководитель Kelly Services в Нижнем Новгороде Светлана Незнанова. А в марте 2007 г. московский оператор интернет-рекрутинга HeadHunter выкупил у местного агентства “Кадровые решения” потенциального конкурента — раскрученный сайт job-info.ru, ориентируясь на приход в регион крупных отечественных и иностранных компаний.

До конца года на нижегородский рынок кадровых услуг могут выйти две-три крупные западные рекрутинговые компании (в Нижнем не работает, например, Man´s Power). Постепенно крупные рекрутинговые фирмы вытеснят небольшие региональные, уверен директор нижегородского представительства Tom Hunt Владимир Якуба.

Мелкие игроки приходят, но не задерживаются, говорит директор кадрово-консультативного центра “Эгида” Людмила Ларионова: в прошлом году в Нижнем Новгороде восемь кадровых агентств прекратили свое существование и появилось 11 новых. По словам Ларионовой, такие “временщики” не работают по четко прописанным договорам с работодателями, демпингуют, одновременно выполняют конкурирующие заказы. За неактивную борьбу с “дикими” агентствами и было расформировано Приволжское отделение АКПП, объяснил исполнительный директор ассоциации Валерий Оськин. Он называет нижегородский кадровый рынок нецивилизованным. “Я скептически отношусь к работе кадровых агентств, три года назад для нас они набрали несколько ветреных сотрудников, которые потом ушли”, — поделился проблемой генеральный директор концерна “Термаль” Владимир Буланов. “Зачастую работодатели рассчитывают получить через рекрутеров сотрудников высокой квалификации, но при этом до 30% новых клиентов не готовы оплачивать подобранную вакансию по рыночной цене”, — говорит пресс-секретарь корпорации Solo Илья Лебедев. В компании RC-Group, которая вышла из АКПП по решению собственников, не считают нижегородский кадровый рынок диким, потому что основные игроки уже закрепились на рынке и работают в своих нишах, сообщила замдиректора компании Лия Кашина, отказавшись назвать мотивы собственников.

Бурный рост рынка будет продолжаться еще минимум 1,5-2 года, полагают Соловьева и Лебедев. При этом расценки на услуги сильные рекрутинговые агентства в ближайшее время скорее всего не поднимут: они исчисляются от среднемесячного дохода нанятого специалиста, а он растет, считает Якуба. В 2006 г. заметно увеличилась стоимость вакансий, особенно для топовых позиций, что происходит одновременно с ростом уровня заработных плат, отмечает Соловьева. Директор по правовому обеспечению и управлению персоналом фармацевтической компании “Нижфарм” Юлия Великанова рассказала “Ведомостям”, что через агентства компания ежегодно подбирает 20% персонала, а бюджет на это увеличивается пропорционально росту заработной платы — в среднем на 8-10% в год. По словам Якубы, в сумме ежемесячная комиссия от клиентов нижегородской компании по подбору персонала может составлять в среднем от $12 000 до $20 000 в месяц (в Москве — до $300 000).

СОИСКАТЕЛИ НЕДОВОЛЬНЫ

Исследование медиаклуба “Территория персонала”, проведенное в мае 2007 г., показало, что 34% из 600 соискателей не удовлетворены работой нижегородских кадровых агентств. 77% опрошенных отметили, что их не всегда приглашают на собеседование по подходящим вакансиям, 63% респондентов сетуют на отсутствие обратной связи с агентством, 53% говорят о неточности информации по вакансиям, 45% — о непрофессионализме консультантов.

Справка

По данным нижегородского медиаклуба “Территория персонала”, в Нижнем Новгороде работает более 60 кадровых агентств, их совокупный оборот в 2006 г. составил, по оценкам участников рынка, более 200 млн руб. Ведущие агентства в регионе — “Анкор”, “Мегаполис”, Kelly Services, Региональный кадровый центр, BS-Corp, “Персоналцентр”, RC-Group, “Эгида”, “Профи”, “Релайб” — занимают около 80% рынка по обороту и количеству закрываемых вакансий. Приволжское отделение АКПП было создано в 2001 г. В него входили нижегородские агентства “Мегаполис”, “Эгида”, “RC-Group” и “Персонал-регион” — суммарно 25% рынка по обороту и 35% по количеству закрытых вакансий.

www.abm.nnov.ru
Все новости