19.07.2007 С приходом нового губернатора инвестиции стали носить краткосрочный характер, а область ожидает социальный спад, - утверждают эксперты. Но министр инвестиционной политики области Дмитрий СВАТКОВСКИЙ считает, что ситуация с балансом "коротких" и "длинных" денег остается стабильной уже на протяжении многих лет.
— Дмитрий Валерьевич, так стали крупные инвестиции носить краткосрочный характер? И если это имеет место быть, то с чем связано?
— Я не согласен с таким мнением. Возможно, это отчасти касается рынка недвижимости, но инвестиции на этом рынке по определению являются краткосрочными. Средства в недвижимость вкладываются и естественным образом через пару лет изымаются. Пропорциональный рост коротких инвестиций стал настолько очевиден потому, что девелоперские компании стали активно кредитоваться в банках на срок один-два года, статистика показала прирост “коротких” кредитов. Еще один момент заключается в том, что инвестиций в целом стало больше. Однако соотношение между “длинными” и “короткими” сохранилось прежним.
— Вы говорите, что инвестиций стало больше. Статистика же, наоборот, зафиксировала в первом квартале 2007 года снижение инвестиций в основной капитал на 11%.
— Это произошло потому, что, во-первых, многие компании, как правило, инвестируют в третьем и четвертом квартале, а первый является периодом фиксирования прибыли, проведения собраний акционеров, планирования дальнейших вложений. Закономерны сезонные колебания. Вторая причина снижения темпов роста инвестиций была связана с общим спадом экономической активности предприятий, что подтверждается данными Нижегородстата в разрезе предприятий. Динамика же инвестиций в основной капитал в январе—апреле этого года в целом свидетельствует об увеличении индекса физического объема (ИФО) инвестиций относительно аналогичного периода прошлого года. Снижение ИФО по крупным и средним предприятиям обусловлено снижением инвестиций в основной капитал по ранее действующим предприятиям, не имеющим отношения к министерству инвестиционной политики. По получившим одобрение ИС наблюдается рост ИФО (в частности, по строительству объем инвестиций увеличился в четыре раза за год).
— Значит, строительство сейчас является приоритетной областью инвестиций в Нижегородской области?
— Нет. Инвестиции в строительство выгодны из-за своей краткосрочности, и инвесторов это привлекает. Для области же более важны долгосрочные инвестиции в высокие технологии, индустрию, нанотехнологии и особенно — в промышленность. Однако в эти сферы инвестировать желающих намного меньше. Потому что, к примеру, просто построить завод занимает не менее четырех лет. А внедрить технологии, поставить производство — окупаемость таких проектов растянута во времени.
— Кто решается инвестировать в долгосрочные проекты?
— В основном это крупные корпорации, по большей части российские. Но нам в России не хватает западных технологий. Недавно я был в Ле Бурже и мне довелось оценить уровень технологий французской авиапромышленности, понять, какие серьезные требования они предъявляют к производству авиакомпонентов. И считаю, что нам не стоит стесняться перенимать у Запада инновации. Нужно покупать технологии, как можно быстрее внедрять их и принимать те правила игры, которые существуют в Европе. Ведь у европейцев есть чему поучиться. Простой пример — поисковая система “Гугл” имеет на сегодняшний день капитализацию более 320 млрд.долл. А вот такой гигант, как Газпром, — около 240 млрд.долл.
— Не дешевле просто привлечь в Нижний Новгород зарубежных инвесторов, чем покупать у них новые технологии?
— Мы их и так привлекаем. У нас много партнеров из Германии, Франции, Италии, Бельгии. Есть крупные инвесторы из Украины и Финляндии. Другой вопрос, на какие условиях приглашать. Если они будут подобно китайцам в Сибири спиливать лес и наполнять рынки своим ширпотребом — мы вряд ли проголосуем за такие инвестиции. Нам это невыгодно. Инвестиции — это продукт, который создан с высокой добавленной стоимостью, при котором налоги на доходы уходят в бюджет. Если хотите нашего леса — приезжайте, стройте лесоперерабатывающие заводы, платите налоги в нашу казну, а вывозите только готовый продукт. Подобная ситуация была с гипсовым месторождением. Предприятие “Сен-Гобен” хотело вывозить из Нижегородской области гипсокартон. Мы позволили ему работать в этом направлении только при условии строительства в области гипсокартонного завода.
— В 2007 году на рассмотрение Инвестсовета было подано 587 заявок. Приняты, разумеется, далеко не все. По каким параметрам идет отбор?
— Критерии отбора стандартны. Насколько предлагаемый проект может повлиять на развитие экономики региона, какую несет социально-экономическую нагрузку, какой от него может получиться бюджетный эффект. Просчитывается, сколько налогов в казну может принести — в том числе налог на добавленную стоимость, на имущество, на прибыль. Понятно, что нередки ситуации, когда на одну и ту же площадку претендуют одновременно разные проекты, как то: офисное здание, торговый комплекс, детский сад. К каждому такому проекту необходим индивидуальный подход — мы должны понять, что требуется на этом месте для развития города больше всего.
— И выбор, наверное, оказывается не в пользу детского сада — ведь в торговые центры выгоднее инвестировать?
— Смотря что понимать под инвестициями. Социальные инвестиции и экономические инвестиции — они взаимосвязаны. С одной стороны, если подрастающее поколение будет ходить в хороший садик, школу, вероятность того, что они вырастут успешными людьми, больше, чем если бы они ходили в разрушенные школы и сады. С другой стороны, на какие деньги строить государству эти соцучреждения? На те, которые идут с доходных проектов — торговых помещений, заводов. С одного крупного завода только по налогу на имущество в казну поступают огромные суммы. А если еще раз вернуться к самому понятию инвестиций, оно намного шире. Кто-то инвестирует в музыку, кто-то в спекулятивные ценные бумаги, кто-то в здоровье. Я, например, в живопись.
— Какова сейчас инвестиционная картина региона? В каком соотношении находятся инвестиции в разные сферы?
— На сегодняшний день проведено 29 заседаний Инвестиционного совета и пять заседаний рабочей группы, за это время одобрено более 800 заявок на предоставление земельных участков и статуса приоритетных инвестиционных проектов. Объем инвестиций по рассмотренным инвестпроектам, которые планируется привлечь до 2010 года, — 535 млрд руб., в том числе инвестиций в жилье — 205 млрд руб., в социально-бытовые объекты — 32 млрд руб., в объекты торговли и деловой инфраструктуры — 168 млрд руб., спортивно-досуговые комплексы — 71 млрд руб., в создание расширенных производств — 59 млрд руб. Кстати, при реализации этих проектов планируется создание 75 тысяч рабочих мест.
— А сколько времени проходит от момента заявления проекта до его реализации?
— В среднем продолжительность пути от предложения инвестпроектов до начала их воплощения — 154 дня. Однако реализация проектов — это уже другая история — для каждой сферы свой срок. Но любая инвестиция начинает давать результаты не раньше, чем через два-три года. Инвестсовет работает более года, поэтому нам сложно оценить время воплощения проектов. Но, например, чтобы поставить производство на заводе, нужны огромные подготовительные работы: планирование, логистика, синхронизация графика подведения инфраструктуры, транспорта, инжиниринг и так далее.
— Какие проекты на сегодняшний день являются самыми перспективными для области?
— В этом году это создание производства поливинилхлорида компанией “СИБУР-Холдинг” совместно с бельгийской “Солвэй С.А.”, создание завода “Либхерр” по производству строительной техники. Также на завершающей стадии переговоры с руководством фирм “Сен-Гобен” (стекольная промышленность, производство строительных и упаковочных материалов), в ближайшее время решение о размещении производства должны принять компании “Шот АГ” (производство стеклянных трубок) и “Флайг унд Хоммель ГмбХ”. Много проектов строительства жилья. Кстати, что касается проблемы нехватки гаражных кооперативов, то на сегодняшний день существует 26 проектов строительства гаражных комплексов в Нижнем Новгороде. Интересен проект объездной дороги, призванной разгрузить проспект Гагарина. Проект дополнительного моста, который будет реализован за счет частно-государственного партнерства, уже готовится к рассмотрению. В данный момент мы готовим его технико-экономическое обоснование. Но уже сейчас известно, что он будет стоить более 150 млн. долларов.
Все новости