07.09.2007 Однако, когда в июне текущего года ряд известных нижегородских компаний заявил о начале строительства яхт-клубов, многие всерьез задумались о доходности этого дела. Как стало известно «КАПИТАЛИСТу», в 2008 году в Нижегородском регионе будет презентовано еще несколько таких проектов. Владельцы уже действующих яхт-клубов также задумались о расширении бизнеса. Ведь при грамотном подходе инвестиции, по мнению экспертов, можно окупить за один-два сезона.
Деньги на воду
Сегодня в Нижнем Новгороде насчитывается не более десятка яхт-клубов. Самые известные среди их — «Ока», «Рыбачий» и СК «Торпедо» — изначально создавались под формат клубов. Большинство же яхт-клубов («У Иордана», «Белая речка», «Слуда», «Акватория») выросли на базе стоянок для яхт. Число стояночных мест в каждом из них не превышает ста. Но главные проекты, претендующие на завоевание рынка, только на подходе.
В прошлом году на берегу Горьковского водохранилища начала строить яхт-клуб ГК «Лэндон». Главное преимущество клуба, по мнению президента компании Андрея Костина, будет заключаться в том, что он расположится на «большой воде» — Горьковском море.
А этим летом инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области одобрил еще два проекта яхт-клубов — компании «Нижегородкапстрой» в Кстовском районе и ГК «Столица Нижний» на Гребном канале.
«Нижегородкапстрой» направит на строительство яхт-клуба, рассчитанного на 104 стояночных места, более 211 млн руб. Компания планирует завершить строительство к 2010 году. На территории яхт-клуба будут работать слесарный цех и цех корпусного ремонта, компания также намерена оказывать услуги по мойке и чистке судов, и даже установить аппарат по упаковке судов в термальную пленку, позволяющую без риска перевозить катера и яхты на дальние расстояния. В состав комплекса войдут также гостиница на 40 номеров, ресторан, магазин сопутствующих товаров и спортивный комплекс.
ГК «Столица Нижний» вкладывает в проект яхт-клуба на 300 мест 200 млн руб. По словам генерального директора ГК Олега Сорокина, это будет целый квартал у воды, с набережной, галереей магазинов, развлекательными и спортивными заведениями, ресторанами, жилыми апартаментами и стоянкой для яхт.
Обе компании рассчитывают окупить вложения за 6-6,5 лет. Эксперты считают, что срок окупаемости может быть и меньшим — ведь спрос на услуги яхт-клубов ежегодно увеличивается на 20%.
Такая перспектива подталкивает ныне действующие яхт-клубы к расширению бизнеса. По словам руководителя направления яхт и катеров компании «7 футов» Андрея Сподаренко, его яхт-клуб работает уже четыре года со 100%-ной загрузкой, а спрос растет, поэтому клуб планирует в этом году расшириться еще на 10 мест.
На пике моды
Несмотря на рост спроса, количество яхтсменов в городе все еще недостаточно, чтобы обеспечить быструю окупаемость всех строящихся яхт-клубов. Согласно подсчетам экспертов, собственную яхту или комфортабельный катер имеют не более 300 нижегородцев. Правда, если судить по числу потенциальных покупателей яхт, то эта цифра возрастает в десятки раз. Этот фактор настраивает новых игроков на оптимистичный лад. Дмитрий Кнутов, совладелец одной из московских компаний, рассказал, что собирается начать строить яхт-клуб в Нижегородской области в 2008-2009 годах.
«В последнее время в Нижнем Новгороде отдыхает большое количество москвичей, а также гостей из других городов России, — отмечает он. — Кроме того, через Нижний проходит водный путь с севера на юг, по которому переправляются также иностранные туристы. С появлением хороших яхт-клубов таких туристов станет больше: на Волге появятся места, где они смогут остановиться, проверить свои катера и яхты, сделать ремонт и отдохнуть. Вообще, покупка яхты или катера — закономерный этап в жизни состоятельных сограждан».
В компании «Нижегородкапстрой» рассчитывают, что основную часть клиентов составят жители коттеджного поселка, который компания строит поблизости. ГК «Столица Нижний» надеется во многом на жителей областного центра.
В любом случае новые яхт-клубы будут переманивать клиентов за счет более высокого качества обслуживания и более развитой инфраструктуры. Преимуществом старых клубов могут стать разве что цены. С другой стороны, человек, способный приобрести яхту или катер, не будет экономить на ее обслуживании, считает Дмитрий Кнутов. По данным экспертов, содержание моторной яхты стоимостью 1 млн евро обходится в месяц примерно в 8-9 тыс. евро. На что только не пойдешь ради модного хобби!
На любой вкус
и толстый кошелек
Конечно, строительство яхт-клуба довольно затратное и трудоемкое дело. «Без учета технических процедур (всевозможные инженерные согласования) процесс проектирования и строительства яхт-клуба займет два-три года, — говорит Дмитрий Кнутов. — Однако построить клуб мало — нужно еще грамотно содержать его. В связи с этим следует определиться, стоит ли иметь собственные яхты или сдавать все места в аренду владельцам яхт. На мой взгляд, предпочтительнее первый вариант, поскольку клуб может зарабатывать на клиентах, не имеющих пока собственного судна». Сколько яхт приобретет компания Дмитрия Кнутова, собеседник не сообщил, пояснив это тем, что проект находится в стадии проработки.
Цена такого удовольствия, как собственная яхта, зависит от многих масштабов и параметров. Основная стоимость яхты складывается из комплектации. Минимальная стандартная комплектация обойдется в $25 тыс. Дополнительными опциями, помимо эхолота и прочих технических устройств, считаются и стояночный чехол, и цвет корпуса и др. Одна из самых важных составляющих — мощность двигателя. Это в первую очередь влияет на цену яхты или катера. Минимальная мощность двигателя — 3 л, в зависимости от увеличения мощности будет расти и цена.
«Клиент покупает все, начиная от небольших гребных лодок до огромных яхт, — говорит Андрей Чернобровов, коммерческий директор компании «СПЭВ». — Наиболее востребованы яхты с пятью-шестью пассажирскими местами, мотором в 50 л. с. и богатой экипировкой — тентами и др. Такие лодки используются для рыбалки и прогулок в нашей средней полосе».
По мнению шкипера яхты Евгения Левина, выгоднее покупать яхту со временем эксплуатации от трех-пяти лет. «Этот срок практически никак не отражается на технических характеристиках судна, зато б/у яхта выгодно отличается по цене», — поясняет он.
Аренда яхт — удовольствие для обеспеченных людей. Цены начинаются от $30 тыс. в неделю. За эти деньги клиент получает в свое распоряжение судно с экипажем, готовое принять на борт 6-12 пассажиров. Впрочем, для Нижнего Новгорода, не имеющего выхода к открытому морю, более актуальна однодневная аренда. Цены варьируются от комфортабельности яхты и количества предоставляемых услуг.
Самая главная проблема, с которой сталкиваются яхт-клубы, — дефицит шкиперов, способных управлять водными судами. «Судоводители маломерных судов — довольно редкая профессия, — говорит Лейла Карапетян, независимый консультант по подбору персонала. — Это не бухгалтеры или юристы, которых сегодня можно найти без особых проблем. Недавно мне пришлось подбирать персонал для одного яхт-клуба. Это оказалось весьма непростым делом. Интернет помочь не смог. Я обзвонила пароходство, речное училище и т. п. В итоге пришлось обращаться в Государственную инспекцию по маломерным судам, где обучают вождению судами до 300 л. с. Только там мне удалось найти нужного человека. Таким образом, если учесть, что скоро в Нижнем Новгороде появится еще несколько крупных яхт-клубов, можно быть уверенным, что их владельцы столкнуться с трудностями по поиску специалистов».
www.abm.r52.ru
Все новости