Ритейл: Искусство выживания

29.09.2007
Количество торговых площадей в Нижнем Новгороде неуклонно растет. Однако большинство из них скорее отталкивают, чем привлекают потенциального покупателя. Без использования европейских рецептов оформления магазинов нижегородским предпринимателям не выжить в конкурентной борьбе, считает руководитель Центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области Вадим НОСОВ.

Дверям закрытым грош цена, пусть будет дверь открыта



Витрина европейская...


...и нижегородская

— Рядом с моим домом недавно открылся магазин итальянской одежды. Владельцы вложили много денег в его ремонт, но покупатели туда не идут. Почему? Причины две: входная дверь всегда наглухо закрыта, а расписания работы не видно. Покупатель не ходит туда потому, что при внешней красоте магазин выглядит еще не открытым.


Европейские предприятия торговли от наших отличает конструкция входа: двери нижегородских магазинов узковаты, вход производит впечатление “зарешеченного” — через него не видно, что происходит в зале, а покупателя часто встречает не реклама, а объявления типа: “Требуются грузчики, продавцы, уборщицы”. Во всем городе Вадим Носов насчитал два нижегородских предприятия с хорошей “открытой” входной группой, через которую сразу виден торговый зал: открывшийся недавно на ул. Добролюбова магазин Spar и ресторан “Золотая вилка”.


Сегодня, когда вернулась мода на здоровый образ жизни, нижегородцы ездят на велосипедах.


— Парковочная дуга для велосипедов или детских колясок — элементарная забота о покупателях, но почему-то до сих пор ни в одном нижегородском магазине нельзя оставить велосипед у входа: его не к чему привязать, — сетует Носов. — Нет и пандусов для инвалидных и детских колясок. Ритейлер, который первым позаботится о таких “мелочах”, получит сто очков вперед в конкурентной борьбе за покупателя.


Наука “витринистика”

В конце 80-х годов в Нижнем проводился конкурс витрин. Именно тогда на Большой Покровской появилась знаменитая витрина магазина “Дары природы” с ежиком и котом, которая простояла 15 лет и запомнилась нижегородцам. Сегодня торговля унифицирована. Магазины стали “на одно лицо”: в витринах любого расклеена широкоформатная печать со счастливо улыбающимися (явно не нижегородскими), заимствованными из одних и тех же клип-артов, физиономиями.

Но современная торговля оперирует не только понятиями “магазиностроение” и мерчандайзинг, есть и отдельная наука — витринистика. Какие витрины привлекают наибольшее внимание? Необычные, креативные. Или те, через которые видно, как протекает жизнь внутри.

— Не могу понять, почему владельцы нижегородских магазинов стали закладывать витрины кирпичом или завешивать их плакатами, — удивляется руководитель центра консалтинга Союза магазинов. — Творческий подход к украшению витрин даст хороший экономический эффект. Хорошая витрина привлечет такое внимание любопытных покупателей и посетителей, что грех этим не воспользоваться.

Интерьер нижегородских магазинов также унифицирован — везде вас встретит сделанный “под копирку” евроремонт: потолки “армстронг”, стены под покраску, на полу керамгранит. Что стоит “одомашнить” интерьер? Для этого надо лишь заменить холодный люминесцентный свет на домашний теплый, сделать отделку из некрашеной доски, монотонно-серые полы “одушевить” мозаикой— интерьер станет уютным, отвечающим названию формата “рядом с домом”.

Во многих странах существует традиция украшать магазин сезонными композициями. Сейчас, например, в Америке сезон тыквы, и сотни тысяч магазинов украшены сделанными из этого овоща забавными чучелами. Гуляя по площади Минина в День города, я радовался, что элементы такого празднования есть и у нас — многие палатки училищ и предприятий из области были украшены аналогично. Но в магазинах пока такого не встретишь. А ведь российский календарь дает массу поводов для украшения витрин. На Ивана Купалу можно украсить магазин венками, на Яблочный Спас — украшениями из яблок. Что-то подобное можно видеть в чайхане “Тюбетейка”. Остальные предприниматели, увы, пока освоили только два праздника: Новый год и День святого Валентина.


В борьбе за жизнь

Хотя мини-маркеты в Нижнем собирались сносить поголовно, теперь борьба с ними ведется “по мере необходимости”. А что делают с мини-маркетами в Восточной Европе, например в Чехии и Польше?

В центре городов их снесли. Но на окраинах — там, где они нужны — владельцев обязали вокруг каждого сделать газон и посадить цветы. Такие торговые мини-оазисы выглядят очень красиво.

— Вскопать газон, засеять его травой и, купив за две тысячи косилку, пять-шесть раз за сезон постричь — не требует больших усилий и инвестиций. Зелень и цветущая клумба — лучший способ привлечь внимание покупателей на фоне унылой городской застройки, даже если торговый объект находится в изношенном состоянии. Но, к сожалению, пока большинство нижегородских мини-маркетов окружают лишь пивные бутылки вперемежку с окурками.


За витриной магазина

— В душах нижегородских предпринимателей победил функциональный подход: использовать дорогостоящую коробку по максимуму, чтобы забить ее товаром, решить свои проблемы, не задумываясь об удобстве покупателя.

В результате появилось то, что шокирует: турникеты на входе, стукающиеся об ноги и рвущие колготки женщинам. Хмурые, непременно серые сумочные. Похоже, подобные вещи выпускают лишь для России: в других странах никто и нигде не заставляет покупателей сдавать сумки. К тому же в маленьких, просматриваемых “от и до” магазинчиках, где поток покупателей — 200—400 человек в день, смысла в подобных “репрессиях” нет.

В малых форматах продовольственных магазинов существует еще масса неиспользованных возможностей. Такие магазины являются местом дополнительной покупки, и пытаться запихнуть в них весь ассортимент — занятие бессмысленное. Гораздо лучше поставить кофе-автомат, а за линией касс — пару столиков. В такой мини-кафетерий смогут заходить и работающие поблизости, и проезжающие мимо автомобилисты. Да и сами жители будут рады месту, где можно встретиться — поболтать с соседями.

Наконец, такой момент. Представьте картину: кассир сидит на стуле перед стоящим покупателем и, отвернувшись, стучит по клавиатуре кассового терминала. Не отсюда ли жалобы на качество обслуживания? Простой секрет хорошего тона — кассир должен находиться на одном уровне с покупателем и смотреть ему в глаза!

Таковы некоторые приемы, с помощью которых непритягательный торговый объект можно превратить в приятный центр общения и совершения покупок. Готов поспорить: многое из того, о чем говорилось выше, в ближайшие два-три года в нашем городе непременно появится. Потому что без использования таких простых рецептов нижегородские предприниматели не выживут в конкурентной борьбе.

www.abm.r52.ru
Все новости