13.10.2007 Компания «Рензин компани» приступила к продажам готовых бизнесов. Эксперты считают услугу востребованной — в регионе появилось много продавцов и инвесторов, но почти нет посредников, способных свести интересы сторон и пользующихся доверием участников сделки.
В сентябре «Рензин компани» выделила услуги по продаже готового бизнеса в отдельное направление. «Клиенты, с которыми мы работали по оценке и консалтингу, неоднократно предлагали нам выступить посредником при заключении крупной сделки. Мы отработали это направление на единичных проектах и выделили его в самостоятельную услугу», — поясняет генеральный директор «Рензин компани» АЛЕКСЕЙ РЕНЗИН.
На данном этапе «Рензин компани» будет заниматься продажей только крупных и средних бизнесов. Стоимость и рентабельность проектов может отличаться в десятки раз. Алексей Рензин: «Одни компании нужно только оценить и передать в руки нового собственника, другие — приобрести, возродить, развить, сделать максимально привлекательными. Такие проекты могут занимать несколько лет». Под каждый проект компания набирает команду инвесторов и специалистов: юристов, оценщиков, управленцев, финансовых менеджеров и т.д. Часть команды составляют кадры «Рензин компани», часть — приглашенные профессионалы. «Рензин компани» координирует ведение проекта и отвечает за общий результат.
Посреднические услуги при купле-продаже бизнеса эксперты считают перспективным направлением. «Многие предприниматели «первой волны» устали от напряженной работы, накопили достаточно денег и хотят продать бизнес, но мне неизвестны компании, оказывающие посреднические услуги по продаже крупных предприятий в Нижнем Новгороде. Да и в России это направление только зарождается», — констатирует директор по финансам и экономике судоходной компании «Волжское пароходство» ВАДИМ ГУЩИН. Эксперты отмечают рост спроса на готовые бизнесы. ЕВГЕНИЙ КОГАН, заместитель директора Нижегородского филиала ОАО КБ «Росбанк» по корпоративному бизнесу: «Компании, выходящие на уже освоенные рынки, часто предпочитают не начинать дело с нуля, а приобретать готовый бизнес». В Нижнем Новгороде услуги по продаже небольших компаний оказывает «Магазин готового бизнеса» и нерегулярно — некоторые риэлторские компании. Управляющий «Магазина готового бизнеса» ГРИГОРИЙ РЯБЧЕНКО рассказал, что на одно хорошее предложение о продаже в сфере автоуслуг приходится до 40 покупателей, в сфере общепита — 20, бытовых услуг — 10. С каждым годом «покупки» становятся все крупнее. «Год назад кредит в 10–15 млн руб. на покупку и развитие бизнеса банк рассматривал как существенный — сейчас эти суммы относятся к сфере малого бизнеса. Среднее предприятие приходит к нам за кредитами от 30 млн руб.», — делится Евгений Коган.
Эксперты отмечают, что рост спроса и предложения на рынке готового бизнеса обострил проблему посредничества при совершении сделки. «Есть большие рынки продавцов и покупателей. Но общероссийская беда в том, что эти рынки между собой почти не соприкасаются, — сетует Григорий Рябченко. — На многие аспекты сделки у покупателя и продавца разные взгляды. Первый хочет купить подешевле, в рассрочку, с учетом глубокой проверки предприятия, второй — продать подороже, и чтобы деньги сразу, желательно без проверки. Противоположные позиции необходимо скоординировать. Это задача посредника».
Как отмечают эксперты, чем крупнее бизнес-сделка, тем выше требования к репутации посредника, которая гарантирует качество услуги и конфиденциальность. Вадим Гущин: «Такие сделки очень «интимные», хотя бы потому, что посредник узнает реальную цену бизнеса, а не все продавцы готовы ее афишировать. Через посредника проходит много информации и много денег». «С другой стороны, ни один предприниматель не начнет сделку, не зная репутации покупателя. Особенно после участившихся случаев рейдерства. Поэтому нужны посредники с именем и соответствующими навыками», — уверен Евгений Коган.
Г-н Коган подчеркивает, что качественное ведение купли-продажи важно коммерческим партнерам продавцов и покупателей. «Банки заинтересованы в качестве сделки, под которую выдают кредиты. Если банк знает, что сделка проходит под патронажем посредника с хорошей репутацией, он будет сотрудничать с его клиентами», — поясняет Евгений Коган. 14 лет работы на нижегородском рынке оценки и консалтинга эксперты считают главным конкурентным преимуществом «Рензин компани».
Григорий Рябченко, работающий на рынке готового бизнеса четыре года, не опасается появления конкурента — на растущем рынке спрос превышает предложение, и игроки осваивают разные направления. «Если «Магазин готового бизнеса» можно назвать «супермаркетом», то «Рензин Компани» продает, по сути, дорогой, штучный товар», — поясняет г-н Рябченко. Алексей Рензин сообщил, что уже сейчас «Рензин компани» ведет несколько проектов разного объема.
Татьяна Антропова, Деловой квартал
www.abm.r52.ru
Все новости