01.12.2008 "Биржа плюс"№ 46 По данным директора нижегородского “Магазина готового бизнеса” (МГБ) Юрия Кузьмичева, за последние несколько месяцев в два раза увеличилось количество заявок на продажу бизнеса и поиск инвесторов. Причина проста: раньше многие из них пользовались кредитами, а сейчас из-за финансового кризиса они недоступны. Если раньше в месяц приходило около 50 предложений о продаже бизнеса, из них 15—20, по которым заключались договора, то сейчас поступает до 100 предложений. С ним согласен и генеральный директор ООО “Бизнес Онлайн” (занимается коммерческой недвижимостью и действующим (готовым) бизнесом) Олег Брысин. В его компании также значительно выросло число заявок по коммерческим объектам, сказал Брысин, не назвав абсолютных цифр.
По данным МГБ, сначала шли предложения по околостроительному бизнесу, в первую очередь связанные с инвестиционными строительными проектами, поставщики и производители строительных материалов, лизинговые компании и т. д. Вся эта отрасль просела, и у владельцев единственная возможность выжить — либо продать бизнес, либо найти партнера. Много предложений в области розничной торговли (одежда, обувь).
Сейчас рынок по продаже бизнеса становится рынком покупателя. Покупателей стало меньше, и, хотим мы этого или не хотим, цена бизнеса будет уменьшаться. Выросли требования у покупателей по прозрачности, по эффективности бизнеса. Рыночная ситуация играет на руку покупателю — он стал не просто щепетильно выбирать, но еще и требовать определенных для себя дополнительных условий. Кузьмичев отмечает, что по разным видам бизнеса дисконт составляет до 40%. А по данным Брысина, некоторые продавцы выставляют на продажу объекты с дисконтом до 50%. В среднем падение цены произошло на 30%.
Оба эксперта уверены, что покупатели с деньгами есть. Другое дело, что они стали более избирательны. Многие ведь только сейчас почувствовали реальную стоимость денег. Если взять производство, то раньше банки стояли в очереди, чтобы выдать кредит. А сейчас найти деньги под 20—25% годовых крайне сложно. Заемный кредитный ресурс подорожал, и компаниям ничего не остается делать, как за счет ускорения оборота и вытаскивания из товара денег замещать кредитные деньги собственными. Схожая ситуация ожидается и в продовольственном ритейле. На дорогие товары (деликатесы, алкоголь и др.) будут существенные бонусы и скидки. Потребитель получит больше товара за меньшие деньги.
Участники рынка полагают, что к весне в среднем на 20% упадет жилая и до 30% коммерческая недвижимость. В силу разных причин (отсутствие кредитных средств, нет ипотеки) роста цен в ближайшее время ожидать не приходится. Кузьмичев подчеркивает, что многие компании свернули свои инвестиционные планы, связанные с расширением бизнеса, строительством, покупкой недвижимости. И замораживать деньги в недвижимость сейчас просто неэффективно. Учитывая, что почти все компании работают с привлечением кредитных средств, а они сейчас очень дорогие, то замещать приходится собственными средствами. А откуда их взять? Быстро продать то, что построено. Поэтому рентабельность у строителей упадет.
Коммерческий директор АН “Адрес” Елена Соловьева констатирует, что стало значительно меньше, на 70%, предложений о покупке или аренде помещений. В той же пропорции увеличились и предложения о продаже помещений. Ситуация на рынке готового бизнеса очень похожа на рынок недвижимости — в той и другой ситуации покупатель может спокойно диктовать свои цены, требовать дисконт, рассрочки и других уступок со стороны продавца.
Павел МИЛЯЕВ
Все новости