26.03.2009 "Деловая неделя"№5 (147), 23 марта 2009 Время смотрин
Кризис - удачное время для приобретения работоспособных бизнесов по низким ценам. Одни предприниматели, еще вчера, казалось бы, непотопляемые и оборотистые, стремительно разоряются. Другие, напротив, потирая руки, присматриваются к перспективным бизнесам, которые можно купить за копейки. То, что еще вчера казалось недоступным, сегодня само плывет в руки.
Предложение на рынке купли-продажи бизнесов (M&A) опережает спрос. Весеннее обострение инвестиционной активности пока в основном проявляется в виде повышенного интереса потенциальных приобретателей к ассортименту готовых бизнесов и долей в компаниях, выставленных на продажу. Однако число закрытых сделок M&A в период с середины декабря прошлого года до начала нынешней весны можно пересчитать по пальцам. Волна купли-продажи бизнесов, по словам директора нижегородского «Магазина готового бизнеса» Юрия Кузьмичева, ожидается к лету.
Сложившаяся ситуация объясняется тем, что многие продавцы еще не исчерпали резервов прочности и пока готовы стоять до последнего, всеми силами удерживая цены в адекватных, по их разумению, рыночных пределах. Покупатели, в свою очередь, ждут, пока рынок достигнет пресловутого дна, чтобы, уже не торгуясь, задешево купить приглянувшиеся активы. Правда, есть риск упустить время для заключения выгодной обеим сторонам сделки. Продавец может переоценить свои возможности и в итоге «за так» расстаться с бизнесом, который в условиях кризиса становится все более непосильной ношей. А покупатель вместо работоспособного актива рискует получить никому не нужные руины.
Покупай - подешевело!
Сегодня стоимость сделок по купле-продаже готовых бизнесов на нижегородском рынке снизилась в 1,5-3 раза по сравнению с сентябрем. Относительно недорого теперь можно приобрести не только мелкую фирму, скромный магазинчик в формате «у дома», но и долю в солидном бизнесе, что до кризиса казалось нереальным.
Предприятия малого бизнеса продаются за 0,8-3 млн руб. против докризисных 4-6 млн руб., бизнесы среднего масштаба - за 5-10 млн руб. против прежних 10-20 млн руб. Количество инвестиционных предложений о приобретении предприятий малого бизнеса увеличилось примерно на треть по сравнению с докризисным уровнем. В то же время наблюдается падение спроса примерно вдвое в верхнем, наиболее дорогом сегменте среднего бизнеса.
Анатомия сделки
На рынке M&A устанавливаются новые правила формирования цен. Теперь почти никто не оценивает приглянувшиеся активы по размеру потенциальной прибыли, которую в перспективе может принести покупка. Классические доходный, затратный и сравнительный методы оценки, кажется, утратили актуальность. Сегодня бизнесы чаще всего приобретаются либо по стоимости активов, либо по цене долгов, либо по принципу «активы минус долги».
Рассматриваются лишь рентабельные предложения. Покупатели могут получить неплохой магазин или предприятие общепита вместе с активами всего лишь по стоимости аренды помещения, например, купив права аренды «умирающей» торговой точки, причем по цене в 3-4 раза меньше докризисных арендных ставок. Бизнесы, приобретенные по цене их недвижимого имущества, обычно перепрофилируются. Предприятия, полученные по стоимости аренды, как правило, продолжают работать под своей вывеской, только уже на нового, более состоятельного хозяина.
Кандидаты на продажу
По данным Юрия Кузьмичева, среди продавцов «первой волны» оказались компании, которые осенью раньше всех ощутили на себе экономические трудности, - предприятия стройиндустрии и связанные с ними транспортные и лизинговые фирмы, поставщики стройматериалов, риэлторские агентства, архитектурные и дизайнерские бюро. По сути, финансовый кризис обескровил стройки, после чего по цепочке пострадали целые рыночные сегменты.
Затем кандидатами на продажу стали компании, оказывающие услуги бизнесу, - небольшие рекрутинговые, консалтинговые и рекламные агентства, «опрокинутые» кризисом спроса. После сектора В2В пришла очередь компаний В2C, реализующих товары и услуги населению. Причем раньше остальных дыхание кризиса ощутили бизнесы, работающие в люксовом и высоком сегментах (бутики, рестораны, салоны красоты и др.).
«Сегодня продаются работающие предприятия малого и среднего бизнеса, - рассказывает г-н Кузьмичев, - причем для разных ниш находятся свои покупатели. К малым предприятиям обычно прицениваются частные инвесторы, которые имеют накопления до 5 млн руб. Это тип покупателей, которые видят, что в ситуации неопределенности есть возможность сохранить и приумножить средства, приобретя долю в компании или став единоличным владельцем. К предприятиям среднего бизнеса, страдающим от недостатка оборотных средств и дефицита кредитных ресурсов, присматриваются другого рода инвесторы - предприниматели, расценивающие покупку как вариант расширения бизнеса. С одной стороны, такие покупатели приобретают понятный для себя бизнес, а с другой - получают возможность выгодно заполучить активы. Выигрыш при сравнении с докризисными ценами может быть двукратным».
На рынке M&A сегодня возникают новые для регионального бизнеса сценарии приобретения активов. Например, очень много предложений по софинансированию компаний, продаже долей в работающей фирме и вхождению в бизнес в качестве совладельца. «Вместо попыток получить банковский кредит - дорогой и недоступный - владельцы компаний сейчас ведут поиски не простых покупателей, а инвесторов для выкупа долей, - подчеркивает г-н Кузьмичев. - Хотя совсем недавно, еще 1-2 года назад, многие собственники предприятий даже не рассматривали подобные варианты, поскольку относились с опаской к привлечению в свой бизнес «посторонних», боялись утраты контроля над активами. В свою очередь, и потенциальные инвесторы без особого энтузиазма рассматривали такую возможность, не представляя себе мирного сосуществования с другими совладельцами. Теперь многое изменилось».
Одновременно наблюдается и другая тенденция. По словам Юрия Кузьмичева, создатели «непонятных холдингов», некогда вкладывавшие «лишние» деньги во все подряд, теперь желают избавиться от непрофильных или неработающих активов и настойчиво ищут покупателей, чтобы скинуть балласт, а затем влить высвободившиеся средства в основное направление деятельности. Например, собственники небольших предприятий общепита, купившие или создавшие с нуля свои компании в период всеобщего экономического процветания, в условиях кризиса пытаются найти покупателей непрофильных активов среди игроков ресторанного рынка.
Чего хочет инвестор?
Пожалуй, идеальными объектами для любых покупателей являются успешные компании, которые испытывают финансовые затруднения, но при этом не теряют рынков сбыта и партнерских связей. Относительно таких активов инвесторы строят самые разнообразные планы. Фонды прямых инвестиций обычно приобретают пакеты акций от 25%, чтобы в течение нескольких лет повысить капитализацию бизнеса, а затем продать акции или долю с прибылью, значительно превосходящей первоначальные вложения. Частные инвесторы обычно просто хотят заставить личные финансы «крутиться», приносить прибыль. Холдинговые структуры желают нарастить долю рынка или повысить эффективность основного производства. Индивидуальные предприниматели желают начать новый бизнес или расширить имеющийся. «Покупателей много, и для различных ситуаций и предприятий можно подобрать свой, оптимальный тип инвестора», - подчеркивает директор департамента консалтинга компании «Марчмонт Капитал Партнерс» Константин Пигалов.
«Наиболее привлекательные сектора для вложений - продуктовая розница, сфера производства недорогих продуктов питания, демократичные автосервисы, автозаправки, аптеки, парикмахерские - в общем, те бизнесы, которые направлены на удовлетворение базовых потребностей людей. Именно в этих отраслях ожидается основная масса сделок, т.к. по прогнозам такие компании в кризис способны приносить стабильный доход», - рассказывает г-н Кузьмичев. Также в числе привлекательных инвестиционных «мишеней» - жизнеспособные сельхозпредприятия, агрокомплексы, IT-компании.
У инвесторов меняются ориентиры: теперь в основном им интересны вложения в компании стоимостью 40-300 тыс. дол. со сроком окупаемости не более 1,5 лет, хотя совсем недавно популярными были бизнесы, способные окупить вложения за 3-4 года. Компании стоимостью от 1млн. дол. с солидными активами рассматриваются при условии доходности не ниже 25-30% годовых.
Сейчас инвесторы весьма активно интересуются производством импортозамещающих товаров. По словам г-на Кузьмичева, в связи с укреплением доллара и евро относительно рубля многие виды импортной продукции начинают превышать по цене российские аналоги, что дает серьезное конкурентное преимущество отечественным производителям и открывает новые горизонты для инвестирования.
В кризис меняется отношение инвесторов к самому процессу покупки. «Покупатели, в том числе и частные лица, стали более требовательными к качеству совершения сделки купли-продажи, внимательно относятся к нюансам, на которые еще до кризиса обращали внимание в единичных случаях, - отмечает тенденцию г-н Кузьмичев. - Поэтому сегодня как никогда пользуются спросом прозрачные бизнесы с грамотным ведением финансовой отчетности, понятным корпоративным управлением, упорядоченным документооборотом. Просто так, без цели, на всякий случай теперь никто ничего покупать не будет. Инвесторы приобретают осязаемые ценности - недвижимость, оборудование. А бренды, клиентские базы и прочие нематериальные активы, которые у нас практически невозможно оценить, становятся невостребованными. Существует золотое правило: если активы не генерируют прибыль, они неинтересны».
Упакуйте, пожалуйста!
Для повышения инвестиционной привлекательности компании продавцу необходимо грамотно и красиво «упаковать» бизнес. «Кризис - удобное время, чтобы объективно оценить свою компанию и навести порядок в делах, - говорит г-н Пигалов. - В последнее время предприниматели очень часто обращаются к нам за содействием в продаже бизнеса. Они хотят понять, сколько реально может стоить компания, за какую сумму ее будут стараться купить и при какой цене нужно быть готовым пойти на уступки».
Эксперты рекомендуют владельцам предприятий взглянуть на свой бизнес глазами инвестора и определить, чего не хватает компании для достижения наибольшей привлекательности в глазах потенциальных покупателей. Не помешает в первую очередь определиться с целевой аудиторией инвесторов - понять, для какого вида покупателей может быть наиболее интересно предприятие, в чем его ценность для будущих хозяев или потенциальных партнеров по бизнесу. И лишь затем стоит заняться предпродажной «упаковкой». «Пока на инвестиционном рынке наблюдается затишье, есть время подготовить свой бизнес к привлечению инвесторов»,- говорит г-н Пигалов.
Впрочем, поведение потенциальных продавцов бизнесов также меняется, хотя в целом медленнее, чем у покупателей. «В кризис собственники компаний наконец-то почувствовали настоящую стоимость денег, - отмечает г-н Кузьмичев. - К сожалению, в эпоху дешевых ресурсов многие так и не научились красиво строить собственный бизнес, позволяли себе иметь неэффективный менеджмент и убыточные непрофильные активы. В условиях отсутствия внешней подпитки придется оптимально расходовать внутренние ресурсы. Мы сотрудничали с компанией, владельцы которой решили ее продать. Следуя нашим рекомендациям, они провели ряд мероприятий для повышения инвестиционной привлекательности бизнеса в глазах потенциальных инвесторов - упорядочили бизнес-процессы, грамотно выстроили оргструктуру, повысили качество менеджмента. По сути продавцы получили новое, гораздо более эффективное предприятие и в итоге решили его не продавать - такая корова нужна самому!»
Все новости