ПОНЯТЬ ОШИБКИ И ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД! ЧАСТЬ IV.

11.02.2010 "Стратегия бизнеса"№ 51, 2010 г
Миновал 2009 год - год кризисных волнений, который, как нам и обещали, был очень трудным. Как же повлиял кризис на развитие экономики в нашей стране, какие проблемы вскрылись, и какие шаги по исправлению ситуации необходимо предпринимать в первую очередь? Очевидно, что назрела срочная модернизация всех экономических процессов, но как приступить к решению такой глобальной задачи? Едва поставив правильный диагноз, мы заговорили о начале выздоровления российской экономики. Но так ли это?
Сегодня мы публикуем мнения экспертов и ведущих специалистов нашего региона, которые предлагают свое видение насущных проблем и разумный подход к реализации намеченного курса. Вот что говорит Директор нижегородского «Магазина готового бизнеса» Кузьмичев Ю. В.

С одной стороны, мы вернулись на несколько лет назад, в некоторых отраслях бизнеса – на пять, в некоторых – на десять. С другой стороны, кризис ярко продемонстрировал неэффективность нашей экономики, самоудовлетворенность и негибкость большого количества бизнесов и их руководителей. Кризис назревал, но никто не хотел этого видеть до последнего. Считаю, что при всей жесткости последствий кризиса, он был необходим. Он продемонстрировал нам, чего мы стоим. До кризиса огромное количество компаний были неэффективными, но при имевшем место потребительском буме и общем росте российской экономики они все равно были прибыльными. Изменилась рыночная ситуация, выросла стоимость заемных средств, потребитель стал более избирателен и привередлив, и для многих в бизнесе «все рухнуло». Эти компании или не захотели, или не смогли быстро измениться. Многих сильно подкосил банковский кризис. Я знаю много случаев, когда в конце 2008 - начале 2009 года банки потребовали от своих клиентов досрочного погашения выданных кредитов или сильно подняли процентные ставки.

Основная проблема российской экономики состоит в том, что большинство отраслей продемонстрировали свою нерыночность, неконкурентоспособность и сильную зависимость от «дешевых» западных денег. Как только западные банки и инвестфонды вывели деньги из российской экономики, все рухнуло. Причем, больше всего пострадали отрасли, где влияние государства было максимальным. Там, где была рыночная, конкурентная среда, самые эффективные компании активно развиваются и сейчас, несмотря на кризис. Примеры таких отраслей – мобильная связь, продуктовый ритейл, производство продуктов питания. В малом бизнесе – это сфера услуг и розничная торговля товарами массового спроса.

На нынешнем этапе бизнес сам решает свои проблемы. Хотя, надо признать, государство все-таки пытается что-то предпринимать. Так, Правительство Нижегородской области, в частности, Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, разработало несколько достаточно эффективных мер, которые уже помогают малому бизнесу. Малый и средний бизнес сегодня фактически отрезаны от заемных средств (банковских кредитов, лизинга, факторинга), от важнейших финансовых инструментов, без которых компаниям невозможно развиваться.

Также на снижение спроса на товары и услуги существенно влияет сложность получения потребительских кредитов и высокие процентные ставки. Покупатели пересматривают свои «потребительские корзины», отказываясь от крупных покупок: автомобилей, квартир, мебели, дорогой техники и т. п. Из-за этого «сду ваются» целые отрасли. Именно поэтому, на наш взгляд, основными задачами должны стать вопросы, связанные с доступностью потребителям и предпринимателям заемных средств. Это будет стимулировать спрос и позволит бизнесу развиваться. Эффективность таких инструментов в период кризиса сейчас демонстрирует китайская экономика.

Российским же предпринимателям необходимо трезво посмотреть на собственный бизнес, жестко контролировать расходы, закрыть, как это ни больно, неперспективные направления и повернуться лицом к своим клиентам, постараться увидеть, каким образом для них вы можете улучшить свою работу. И работать.

Пока выздоровления нашей экономики я не вижу. На мой взгляд, правильнее говорить о том, что кризис «убил» неэффективный бизнес, а выжившие адаптировались к новым рыночным условиям и пытаются «выживать». Необходимо признать, что нынешняя экономическая модель – бесперспективна и неэффективна, и пора начать глобальную модернизацию. Ставку надо делать на малый и средний бизнес. Точнее, я бы сказал, не надо им мешать развиваться. И главное – сделать доступными банковские кредиты, как для бизнеса, так и потребительские.

Для малого и среднего бизнеса 2010 год будет годом выживания, адаптации к меняющимся рынкам. Всем необходимо становиться более эффективными, гибкими и клиентоориентированными. Реальный подъем экономики, на мой взгляд, начнется только с 2011 года, если все мы, власть и бизнес, сможем понять наши ошибки и научиться работать по-новому.

Журнал "Стратегия бизнеса" № 51, 2010 г.
Все новости