Бизнес на продажу

01.02.2011 Биржа№3 от 01.02.2011
Как повлиял кризис на рынок готового бизнеса

Кризис можно поделить на этапы, рассказывает директор “Магазина готового бизнеса” Юрий Кузьмичев. В 2008 году рынок оказался в ступоре. Появилось много инвесторов, желающих вложить деньги, но продавцы приходили с проблемами: начала падать выручка, росла кредиторская и дебиторская задолженность. Другими словами, в 2008—2009 годах продавать было нечего, а количество желающих купить увеличивалось. Как показала практика, от кризиса меньше всего пострадал малый и средний бизнес, стоимостью от 2 до 5 млн, связанный с деятельностью по оказанию услуг населению и торговлей в низком ценовом сегменте. Это магазины дешевой одежды, парикмахерские, автосервисы. Наиболее пострадали предприятия, связанные со строительством, магазины и услуги класса премиум, а также все, что связано с большими деньгами.

К концу 2009-го “сделки пошли”, так как большинство инвесторов смогли выйти из кризиса. Фондовый рынок падал, ситуация в банках была неопределенной, поэтому деньги вкладывались в готовый бизнес, в основном связанный с товарами повседневного спроса: шиномонтажи, парикмахерские, магазины у дома — то есть то, чем люди будут пользоваться всегда, независимо от экономической ситуации.

В 2009—2010 году стали появляться серьезные инвесторы. В это время покупатель мог выбрать проекты и навязывать продавцу свои условия. Многие бизнесы подешевели, но имели потенциал роста, поэтому их покупали с целью последующей перепродажи.

В 2010 году начало расти качество предложения: продавцы пережили кризис, риски снизились. 2010 год стал переломным — появились сделки в производстве, появился спрос на коммерческую недвижимость под инвестпроекты. Можно говорить о том, что мы вернулись к ситуации 2007 года.

Другое мнение высказывает бизнес-консультант ООО “Банк готового бизнеса-НН” Владимир Васильковский. По его словам, для того, чтобы вернуться к докризисному уровню, надо еще два года. В кризис приобретения происходили по принципу “налетай — подешевело”. Сказать, что рынок рухнул совсем, нельзя, но в кризис больше внимания пришлось уделять предпринимателям, спасающим свой бизнес, которые продавали отдельные направления или активы, оставляя только самые эффективные направления. Да и принцип жесткой экономии позволял оплачивать лишь самые необходимые работы брокеров и консультации.

Причины продаж-покупок

По словам Владимира Васильковского, основные видимые причины продажи: желание диверсифицировать полученные от продажи средства в более перспективное или основное направление, если бизнесов несколько; неоправданные ожидания; усталость или возраст владельца; часто — раздел бизнеса между несколькими совладельцами, фиксация прибыли. И еще причина — никто не говорит, но мы видим — отсутствие грамотного менеджмента. Если предприятие “умирает”, генерирует убытки или законсервировано, то как о бизнесе уже речь не идет, распродаются в основном активы.

Говоря о покупателях, Юрий Кузьмичев делит их на три категории. Первая — те, кто покупают с целью перепродажи, в основном это крупный бизнес. Таких покупателей стало меньше, так как крупный бизнес продать сложнее. Кроме того, из России ушли западные деньги, сейчас их просто нет. Вторая категория — люди, которые покупают себе “место работы”, — их стало больше. И третья — покупающие долю в бизнесе. У них есть деньги, они хотят их вложить, но не хотят сами заниматься бизнесом. Таких покупателей тоже стало меньше.

Спрос или предложение?

Предложение превышает спрос, это свидетельствует о недостатке денежной массы, говорит Владимир Васильковский. Но и предложение сейчас так же выглядит специфично: более 50% предложений по готовому бизнесу представляют объекты, требующие серьезных инвестиций, или же это просто активы, оставшиеся от существовавшего когда-то бизнеса.

Предложений, конечно, много, но на продажу они выставляются только после проверки, когда значительная часть отсеивается. Поэтому правильнее говорить, что больше покупателей, считает Юрий Кузьмичев. Например, на хороший автосервис их может быть до 30.

Структура спроса

По данным Юрия Кузьмичева, чаще спрашивают бизнесы, связанные с массовым потреблением: кафе, недорогие рестораны, автостоянки, транспортные компании, туристические фирмы. Кстати, несмотря на разговоры, что турбизнес у нас умирает, на деле он от кризиса пострадал меньше всего. И продается очень быстро. Практика показала, что на отдыхе люди экономить не стали, несмотря ни на что. Хороший спрос на производство, но только продуктов питания.

Требования выглядят примерно так: хочу купить какой-то интересный бизнес, чтобы давал больше, чем даст депозит в банке, или бизнес, в котором я мог бы задействовать свои невостребованные активы (площади, оборудование, персонал) — говорит Владимир Васильковский. В целом, покупают то, что выгоднее купить в готовом или полуготовом состоянии, и это обойдется дешевле, чем создавать дело с нуля.

Есть покупки и с целью расширения бизнеса, продолжает Юрий Кузьмичев. Сейчас они связаны с покупкой коммерческой недвижимости под расширение производства. До кризиса 80% недвижимости приобреталось для того, чтобы сдавать ее в аренду и ничего не делать. Кризис показал, что такая модель “бизнеса” больше работать не будет, поскольку арендные ставки практически не растут.

Кроме того, более сильные сети покупают более мелкие, но это приобретения, расширяющие долю рынка уже существующего бизнеса. Например, “Х5” купил “Копейку”, рассказывает Владимир Васильковский. Если говорить о расширении сферы бизнеса, то мы наблюдаем достаточно много приобретений, не требующих от владельца существенных распылений своих ресурсов. Например, это небольшие магазины, непрофильные для бизнеса покупателя, гостиницы или коммерческая недвижимость для сдачи в аренду.

Цена вопроса

По словам Владимира Васильковского, “Банк готового бизнеса” отслеживает и работает с объектами стоимостью от 3 до 300 млн рублей. В сегменте от 3 до 20 млн рублей проходит 80% сделок. По информации от конкурентов и партнеров, которые освоили нишу от 100 тыс. руб., 90% сделок проходит в ценовом сегменте от 200 тысяч до 5 млн руб.

От 2 до 7 млн — такой диапазон продаж называет Юрий Кузьмичев.

Требования к доходности

Отношение покупателя к доходности приобретаемого бизнеса тоже изменилось, рассказывает Владимир Васильковский. Покупатели хотят больше видеть пусть и не высокую, но стабильную доходность. Предложения с высокой доходностью, но и высокими рисками не находят откликов у потенциальных покупателей.

Покупателя не интересуют бизнесы со сроком окупаемости более четырех лет, конкретизирует Юрий Кузьмичев. Если компания с небольшими активами, расположенная на арендных площадях, то требования к сроку окупаемости — не более двух лет, срок окупаемости для бизнеса со значительными активами — от трех до четырех лет. То есть доходность должна быть не менее 25% в год.

Ольга ПАНОВА
Все новости