ФРАНШИЗЫ: Бизнес по рецепту

15.03.2011 Биржа№9 от 15.03.11
Количество сделок на рынке франчайзинга из-за кризиса упало в разы, однако спросом по-прежнему пользуются недорогие франшизы, связанные с общественным питанием.

Хорошим локомотивом роста франчайзинговых сделок до кризиса было открытие больших торговых центров — они предъявляли высокие требования к арендаторам, поэтому франшиз было много, говорит директор “Магазина готового бизнеса” Юрий Кузьмичев. В последние два года торговые центры не открываются, поэтому и на рынке франшиз — тишина. Количество сделок упало в разы еще и потому, что у инвесторов нет свободных финансов, а кредиты дороги и получить их непросто. Плюс ко всему, упали доходы и потенциальных потребителей. Поэтому перспективы бизнеса стали высокорисковыми.

Тем не менее, ряды покупателей франшиз пополнились людьми, потерявшими работу, которые решили начать собственный бизнес, в качестве первого шага рассматривая покупку франшизы как наиболее стабильной и менее рисковой стратегии создания бизнеса, пишет “Секрет фирмы”. Отсюда большой спрос на недорогие франшизы — до 1 млн руб.

Вторая группа покупателей — собственники коммерческой недвижимости. Они готовы приобретать франшизы самостоятельно, чтобы заполнить освобождающиеся места значимыми торговыми брэндами и привлечь этим других арендаторов для организации или расширения возможностей уже существующих торговых центров. Также в 2009 году выросло число франшиз образовательных центров для детей.

Среди успешно развивающихся франшиз Юрий Кузьмичев называет крупные компании, например, “Спар” и “Лукойл”, а также рестораны быстрого питания. Среди наиболее пострадавших — сегмент класса “люкс”: дорогие рестораны, магазины дорогой одежды — люди с деньгами пересмотрели свои предпочтения в сторону “среднего класса”, сегмент дешевых товаров не пострадал, поскольку бедным людям некуда смещать свой спрос. Поэтому наибольший импульс к развитию получили франшизы дешевого класса, особенно применяющие отечественные товары и продукты, например, некоторые сети фаст-фуда.

По данным “Российской ассоциации развития франчайзинга” (РАФ), на конец 2010 года в России насчитывалось порядка 485 франчайзеров и более 20 тысяч франчайзинговых точек. Количество, едва превышающее показатели Греции, население которой в десять раз меньше, чем у нас. Однако за последние три года прирост количества точек, открытых по франшизе, составил около 98%.

В кризис новые франчайзинговые компании в России выживают в шесть—восемь раз чаще, чем обычные, отмечает президент РАФР Александр Майлер. “Плюс, кроме надежности франчайзингового бизнеса, в кризис подтвердилось отсутствие его зависимости от географии”.

Больше половины франчайзинговых систем в стране работают уже более пяти лет. 43,5% — это более молодые франшизы. 62% рынка занимают отечественные бренды. Набольшее развитие получили системы с минимальными вложениями на открытие точки (от 1 до 5 миллионов рублей). В России франчайзинг развивается, в основном, в ритейле и общепите (57% и 16% соответственно, по данным РАФ).

По-прежнему 80% франшиз на отечественном рынке предлагаются франчайзерами Москвы и Подмосковья, на втором месте — Санкт-Петербург.

Анна ГАВРИЛОВА,
в материале использована
информация с сайтов
www.fabrikabiz.ru,
www.advmarket.ru
Все новости