13.05.2011 Информационный портал gipernn.ru12.04.2011 "Бизнес – это живой организм, которым надо заниматься. Есть уникальные люди, которые умеют все грамотно организовать, но их – единицы", – утверждает управляющий "Магазина готового бизнеса" Григорий Рябченко. Сайт "Гипермаркет недвижимости Нижнего Новгорода и области" обратился к нему с просьбой поделиться личным опытом работы в сфере купли-продажи готового бизнеса.
– По каким причинам продают готовый бизнес?
– Продажа бизнеса – это реальный шанс его реабилитировать.К основным причинам можно отнести нужду в деньгах, болезнь, декретный отпуск, переезд в другой город, конфликт между соучредителями или дальнейшее развитие бизнеса.
– Выгодно ли продавать прибыльный бизнес?
– Прибыльное дело продают на пике, чтобы "сорвать банк", т.к. по закону рынка его стоимость рано или поздно начнет падать. Здесь важно понять, достиг ли ваш бизнес того самого "пика", когда он сможет принести максимальную выгоду от продажи. Директор компании, в которой я начинал свою карьеру, говорил: "Помните, ребята, то, что для вас потолок, для других – только пол". Вообще выгодная продажа – это возможность получить желаемое количество денег. Для каждого этот показатель индивидуален.
– Кто и с какими целями покупает готовый бизнес?
– Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разделить покупателей на две группы: финансовые и профильные. Финансовые покупатели – это те люди, которые покупают бизнес для себя с целью получения дохода и очень редко занимаются его управлением. Они приобретают долю акций, зачастую не контрольную, оставляют старого собственника, который знает чем заниматься, и просто получают стабильную прибыль.
Профильные же, напротив, входят в бизнес для работы. Как правило, они хорошие специалисты в той отрасли, владельцами дела в которой становятся. Обе эти группы объединяет одно – желание заработать приличные деньги.
Причины для приобретения готового бизнеса у всех разные. Во-первых, целью может послужить расширение рынка сбыта. Допустим, есть московская компания, занимающаяся производством мебели; ее владельцы покупают в Нижнем Новгороде сеть мебельных магазинов, чтобы развиваться в регионы.
Во-вторых, – для создания эффекта синергии. Существует управляющая компания, которая покупает производства, экономя тем самым на управлении, кадрах, создании новых рабочих мест, на затратах для получения новых клиентов, т.к. все это уже есть на местах.
В-третьих, – для увеличения материальной базы и привлечения инновационных технологий. Немало важен тот факт, что новый владелец получает сразу 100% предприятия, а соответственно, возможность взять его под полный контроль.
– От чего зависит цена готового бизнеса?
– Цена готового бизнеса зависит от доходности приобретаемого предприятия, от динамики рынка, в котором оно находится, уровня подготовки персонала, технологий, качества услуг, местоположения, целевой аудитории.
– Насколько развит рынок купли-продажи готового бизнеса в Нижнем Новгороде?
– Купля-продажа готового бизнеса – достаточно специфическая услуга и требует от специалиста, который ее предоставляет, подкованности во многих сферах: юриспруденции, аудите, бухгалтерии, и других. Бывает, что мы отказываем продавцу в сделке, потому что видим, что его бизнес нерентабелен.
Рынок развивается. Люди прибегают к нашим услугам для того, чтобы избежать рисков: мы знаем, какие вопросы задавать потенциальным продавцам, что следует проверить, как грамотно сопроводить сделку, где найти покупателя или инвестора для бизнеса.
Предложений много, но это не значит, что компании готовы к продаже. Иногда на первом же собеседовании мы понимаем, что этот не бизнес, а набор имущества. Начинаем разбираться подробнее, а там ни доходов, ни перспектив.
С точки зрения спроса ситуация еще интереснее. Приходит покупатель и говорит: "Хочу бизнес!". Начинаем обсуждать детали, а у него нет ни денег, ни желания, ни возможности им заниматься. Бывает и так, что некто изначально желает приобрести парикмахерскую, а покупает металлообрабатывающее производство.
Обращения, конечно есть. Но так как рынок находится на стадии становления, реальных сделок очень немного.
– Какие виды бизнеса пользуются наибольшим спросом, а какие, напротив, продаются сложнее?
– В основном, покупают, так называемый "микробизнес" стоимостью от 2 до 3 миллионов рублей. Это небольшие, на арендованной площади, парикмахерские, автомойки, кафе эконом-класса. Здесь есть понимание или ощущение того, что ты в этом разбираешься и сможешь сделать все необходимое для развития.
Есть случаи, когда люди покупали готовый бизнес и делали его в разы прибыльнее, потому что они действительно хотели им заниматься.А в целом, основным сегментом рынка являются "бизнесы" до 10 миллионов рублей.
– На какой стадии развития выгоднее продавать и покупать готовый бизнес?
– Продавать нужно на стадии движения вверх, тогда можно получить максимальную выгоду, потому что после пика следует падение. Перед покупкой нужно просчитать уровни риска, возможную доходность и перспективность бизнеса.
– Что нужно знать перед покупкой готового бизнеса? С какими рисками могут столкнуться покупатели?
– Любой продавец хочет показать товар лицом и зачастую ожидания от бизнеса выдает за реальность. Некоторые откровенно обманывают. Перед сделкой необходимо провести финансовую, аудиторскую, юридическую проверку бизнеса. Нужно обратить особое внимание на персонал, чтобы понять, те ли это люди, которые участвовали в получении дохода. Возможно, их согнали только вчера для создания видимости благополучного предприятия.
Ревизии надо уделить много времени, особенно, если раньше вы не имели отношения к бизнесу. Непрофессионала обмануть легче. Важно обращаться к тем, кто осуществляет комплексную и полную проверку. Так или иначе, самое главное, чтобы в результате покупатель и продавец получили после сделки то, на что они договорились до сделки.
К сожалению, в нашем государстве пока не отлажена технология купли-продажи бизнеса. Поэтому мы ориентируемся на опыт зарубежных коллег, адаптируя его к нашей действительности.
Все новости