10.07.2012 Биржа Нижегородских предпринимателей№_23 от 03 июля 2012 года Торгово-сервисные предприятия, чья выручка составляет более 60 млн рублей в год, обязаны обеспечить прием к оплате банковских карт и установку специального электронного оборудования (POS-терминалов или аналогов). Об этом говорится в законопроекте «О внесении изменений в закон РФ «О защите прав потребителей» и в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»», разработанном министерством финансов РФ. По словам экспертов, мера эта избыточная: переход на пластик отдельных групп предприятий сегодня формируется самостоятельно и диктуется рыночными механизмами, а не указаниями сверху.
Действие федерального закона предлагается распространить на все торгово-сервисные организации, реализующие товары, продукты и услуги как в обычных торговых точках, так и через интернет-сайты. Проект не затрагивает организации, у которых выручка от реализации за предшествующий год без учета НДС составляет менее 60 млн рублей. Согласно документу, новые требования должны вступить в силу 1 января 2014 года.
Также Минфин РФ разработал законопроект о внесении поправок в Гражданский кодекс РФ, в соответствии с которым с 1 января 2014 года могут запретить расплачиваться за не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности покупки, стоимость которых превышает 600 тыс. рублей, наличными деньгами.
По данным Минфина, необходимость законодательно введенной обязанности приема банковских карточек вызвана тем, что сегодня процент теневого сектора в интернет-торговле составляет от 70% до 80% при общем объеме рынка 320–350 млрд рублей. Это «отрицательно влияет на развитие отрасли и конкуренции в ней». Еще одна причина, указанная в пояснительной записке к проекту, — ограничение прав потребителей «волеизъявлением продавцов», которые зачастую не предоставляют потребителю возможностей безналичной оплаты.
По мнению директора «Магазина готового бизнеса» Юрия Кузьмичева, законопроект не что иное, как очередная попытка чиновников контролировать бизнес. Обязательство принимать банковские карточки эксперт сравнил с гипотетическим законодательным требованием мыть полы или устанавливать в офисах елки на Новый год. Есть конкурентный рынок, который диктует бизнесу, как поступать, для этого не нужно каждый день издавать новые законы, пояснил Юрий Кузьмичев.
С одной стороны, установка терминала требует временных и финансовых затрат: самый маленький срок, в течение которого можно получить терминал после подачи заявки в банк – две недели. Кроме того, банк берет арендную плату и комиссию за платежи. С другой стороны, ежемесячно потребителям через различные системы выдается огромное количество банковских карт, доверие клиентов к банковской кредитной системе растет, и, соответственно, повышается спрос на такую форму оплаты. «Во вновь открытой гостинице каждый третий клиент спрашивал у нас о наличии терминала, и мы пришли к выводу, что его необходимо установить. Но зачем заставлять предпринимателей?» — недоумевает Юрий Кузьмичев. С его точки зрения, поставленную задачу со снижением оборота наличных денег можно было бы решить, обязав не ритейл, а, например, Сбербанк, бесплатно установить терминалы в торговых точках.
Большинство нижегородский предприятий, оборот которых составляет не менее 60 млн рублей в год, а главное, те, у которых есть продажи на суммы от 600 тыс. рублей, уже имеют терминалы для оплаты банковскими картами, это естественное развитие общества и бизнеса, говорит генеральный директор ОАО «Канавинохлеб», депутат городской Думы Нижнего Новгорода Игорь Кондратьев. С его точки зрения, для дальнейшего развития этой системы государству нужно стимулировать банки к снижению комиссий по безналичным расчетам и эффективнее бороться с мошенничеством в сфере пластиковых карт. Стимулирование роста расчетов банковскими картами – в целом правильное дело, оно в русле прогресса, но нужна эволюция, а не революция, и тем более не за счет бизнеса, резюмирует специалист.
В нашем регионе годовая выручка выше 60 млн рублей – это характеристика не микро- и даже не маленького магазина, а среднего, формата самообслуживания. В таких торговых точках банковские карточки у покупателей принимают довольно давно, то есть данный формат торговли уже реализует запланированные требования, рассказала «Бирже.ру» исполнительный директор НРО «ОПОРА России» Ирина Войнова. В то же время есть категории населения — например, пенсионеры, подростки до определенного возраста, — которые не пользуются пластиковыми картами и часто посещают маленькие магазины. Поэтому для форматов мелкой розницы специалист считает введение приема карточек нецелесообразным.
Что касается интернет-магазинов, то, по данным Ирины Войновой, в Нижегородской области похвастаться выручкой более 60 млн рублей в год могут считанные единицы, причем это не местные проекты, а региональные представительства крупных европейских компаний – автосалонов и, возможно, продавцов программных продуктов.
Как сообщил «Бирже.ру» директор интернет-магазина «Дадра» Алексей Переведенцев, действительно сегодня в данную категорию попадают даже не все считающиеся крупными московские интернет-магазины, не говоря уж о региональных, то есть их меньшинство.
По-прежнему самым распространенным способом оплаты интернет-покупок остается наложенный платеж через «Почту России». Те клиенты, которые предпочитают расплачиваться банковскими карточками, используют специальные сервисы на сайтах магазинов, а не отдельно стоящие терминалы. В то же время «особой проблемой» введение новых требований Алексей Переведенцев не считает. По его словам, люди, которые много покупают в Интернете, очень лояльны к данной системе, она будет им полезна. А необходимую наценку продавцы просто заложат в стоимость покупки для клиента.
Алла Бренева
Все новости