17.12.2012 Биржа Нижегородских предпринимателей№_47 от 18 Декабря 2012 В рамках первого этапа реализации городской программы «Развитие туризма» к 2014 году на территории Нижнего Новгорода планируется построить семь отелей. Предполагается, что в ближайшие два года новые гостиницы появятся на площади Театральной, набережной Гребного канала, в районе улицы Большая Печерская и площади Сенной, а также на улицах Марата и Ильинской. Еще два отеля по плану должны открыться на Верхне-Волжской набережной.
По прогнозам городской администрации, объем инвестиций в строительство указанных объектов составит 8,6 млрд руб. До 2017 года город рассчитывает получить еще 26 гостиничных комплексов с номерным фондом 2612 единиц, что обеспечит возможность приема гостей к чемпионату мира по футболу в соответствии с требованиями ФИФА.
Согласно перечню инвестиционных проектов, размещенному на сайте регионального профильного министерства, в период 2008—2012 годов 16 инвесторов получили земельные участки в Нижнем Новгороде под строительство гостиничных комплексов. Большинство проектов планируется реализовать в центре города, но некоторые из них предусмотрены в Сормовском, Московском, Ленинском и Приокском районах.
Кормит деловой туризм
Перед каждым инвестором стоит вопрос окупаемости проекта. Эксперты считают, что в Нижнем Новгороде нет такого спроса на гостиничные услуги, чтобы обеспечить 30 объектов.
«Строительство большого отеля категории четыре-пять звезд продлится несколько лет и потребует десятков миллионов долларов, — считает директор ООО «Магазин готового бизнеса» в Нижнем Новгороде Юрий Кузьмичев. — Не совсем понятно, как гостиницы будут окупаться, когда уедут болельщики. Кто будет строить гостиницу, чтобы заработать деньги за три недели, пока идет чемпионат? Одного спортивного события для качественного скачка в сфере туризма мало. Удивляет, когда говорят, что после ЧМ-2018 мир узнает про Нижний Новгород. Чемпионат мира по футболу проходил в восьми городах ЮАР. Про них вы вряд ли слышали».
При этом Юрий Кузьмичев оптимистично отметил, что приток туристов в Нижний Новгород все равно будет расти по нескольким причинам. Во-первых, в регион придут большие инвестиции. Во-вторых, у области есть хоть какая-то концепция развития турбизнеса. В-третьих, доходы населения растут медленно, вследствие чего внутренний туризм развивается, отчасти замещая зарубежный.
«Программы по привлечению туристов в Нижний Новгород пока не дают турпотока, позволяющего заполнить и половину из 8 тыс. номеров, — уверена исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров Нижегородской области Любовь Кузьмичева. — Сейчас места в гостиницах занимают в основном бизнес-туристы. Во время отраслевых выставок, форумов, гостиницы могут заполниться на 100%. Чтобы окупаться и приносить прибыль, мини-отель должен заполняться на 80%, крупная гостиница — на 40%».
Директор Нижегородского центра научной экспертизы Романчева согласна, что основная цель визитов в Нижний Новгород — деловой туризм. «Если не будет серьезных бизнес-проектов, турпоток не вырастет, — считает она. — Строительство конференц-зала международного класса у нас только в планах, а ярмарка утратила мощь, которая была у нее в 90-е годы. Сейчас запущен «Сапсан», который позволяет на один день приехать в город, не оставаясь на ночь в гостинице. Примечательно, что в рамках делового туризма за гостиницу платит предприятие, а не сам клиент. Это дает возможность нижегородским отельерам удерживать цены на высоком уровне».
По информации Татьяны Романчевой, в Нижнем Новгороде работают около 80 гостиниц, при этом 70% из них не проходили сертификацию на категорию. А согласно требованиям ФИФА «звездность» у отелей должна быть.
«Власти заявляют о строительстве 30 гостиниц. Если они будут трехзвездочными, то они должны быть рассчитаны примерно на 150 номеров, — отмечает Романчева. — Это серьезная заявка для рынка». По словам эксперта, средняя заполняемость гостиниц по Нижегородской области — 31%. У некоторых отелей в центре Нижнего Новгорода она может достигать 60%.
Мини в цене
При этом эксперты отмечают, что в последние годы в Нижнем Новгороде мини-отели растут как грибы после дождя.
«Спрос на гостиничном рынке есть в наиболее дорогом и самом дешевом сегментах, — сообщил Юрий Кузьмичев. — При этом в Нижнем Новгороде нет ни одного пятизвездочного отеля. Самый большой спрос на хостелы, где чек не превышает 1000 рублей на человека в сутки. Нужно развивать формат недорогого отдыха: привлечь в Нижний Новгород миллионеров не получится, а студенты, госслужащие, представители среднего класса путешествуют охотно».
«Мини-отели — хорошая альтернатива крупным гостиницам, это более гибкий формат, — подтвердила Любовь Кузьмичева. — Владельцы мини-отелей могут за счет удачного месторасположения, уютной обстановки и домашней атмосферы привлекать гостей. Сейчас открываются отели, где двухместный номер стоит от 3 тыс. руб. Если он расположен в центре города, то стопроцентная заполняемость ему обеспечена».
По словам директора «Магазина готового бизнеса», слабым местом нижегородской отрасли гостеприимства является ценовая политика. «Тур из Москвы в Прагу и в Нижний Новгород на выходные обойдется в одну и ту же сумму. Цена на железнодорожные билеты высока, а номер в трехзвездочной гостинице стоит от 3 тыс. руб. в сутки. В Праге отели того же класса вдвое дешевле, — пояснил он. — Получается замкнутый круг: туристы не едут в Нижний Новгород, потому что дорого, а гостиницы не снижают цены, потому что мало туристов. Думаю, что владельцы гостиниц, ресторанов и представители инфраструктуры гостеприимства в целом должны повернуться лицом к туристам. Можно снижать цены, зарабатывая на увеличении оборота, дополнительных услугах, общепите, туристических программах». Кузьмичев добавляет, что в гостинице одной известной сети номер в Нижнем Новгороде стоит 3 тыс. руб. в сутки, в Вене — 40 евро. «Строительство новых гостиниц — большой «плюс» для потребителя. Конкуренция заставит владельцев гостиниц улучшать сервис и контролировать цены», — считает он.
По мнению Любови Кузьмичевой, выход из ситуации — привлечение в город сетевых отелей известных брендов, которые установят свои стандарты качества и приблизят цены к европейским. «Пока цены на нижегородские гостиницы выше, чем в Европе. В Москве и Санкт-Петербурге гостиницы с дисконтом стоят дешевле, чем у нас», — констатировала она. Напомним, о своих проектах в Нижнем Новгороде заявили такие международные операторы, как Marriott, The Rezidor Hotel, InterContinental Hotel Group, Kempinski Hotels, Vienna International Hotels, «Корстон».
Уникальности не хватает
Сегодня наш город ежегодно принимает около 700 тыс. туристов в год. К 2015 году городские власти хотят увеличить эту цифру до 2 млн человек в год. Весь вопрос в том, за счет чего увеличится показатель.
«Приток туристов в Нижний Новгород вырастет, так как растет в принципе объем внутреннего туризма. Желающих путешествовать по стране с каждым годом все больше, — отметила Любовь Кузьмичева. — Но насколько вырастет турпоток: на десятки тысяч человек или в разы? Пока Нижний Новгород не обладает уникальностью, привлекающей туристов. Люди едут в Казань, а не в Нижний Новгород, на тур выходного дня. Пока наш город не обладает спецификой, которая позволит провести здесь яркие и познавательные выходные, как это можно сделать в Москве, Казани, Ярославле, Владимире и Суздале».
«Нарастить турпоток втрое — до 2 млн человек в год — нереально, — заявила Татьяна Романчева. — Областная программа по туризму выглядит слабо. В ней говорится о событийном туризме, а конкретные события не названы. Рост турпотока на 30–40% в год — это предел. Он возможен, если активно рекламировать маршруты, организовывать события. В Казани и Перми можно составить программу на несколько дней, у нас — пока нет».
«Гостиничный рынок я бы назвала рынком несбывшихся ожиданий, — продолжает эксперт. — Отделка и меблировка гостиницы обойдется почти в ту же сумму, что и возведение здания. А окупаемость при заполнении в 31% очень нескорая. Пока даже реконструкция старых отелей идет медленно». По словам Татьяны Романчевой, для строительства 30 крупных гостиниц необходимо участие операторов гостиничного бизнеса со всей страны.
«Строго говоря, в Россию пока не пришли иностранные операторы. Сети отелей предлагают свое управление и бренд. Зарубежных инвесторов Россия пугает своими рисками. Поэтому в строительстве гостиниц можно рассчитывать на силы наших инвесторов, которые работают с иностранными партнерами», — резюмирует директор центра научной экспертизы.
Александра Архипова
Все новости