05.11.2007 " TheAngelInvestor"ноябрь-декабрь 2007 статья Григория Рябченко - Алло, это нижегородский «Магазин готового бизнеса»? -Да.
- Вы продаете готовый бизнес? -Да, мы помогаем его продать.
- Тогда продайте мой вагон угля.
- Какой же это готовый бизнес?
- А как не бизнес? Взял вагон угля, продал его, получил деньги. Вот вам и бизнес.
- ???
Это реальный диалог, который состоялся в офисе нижегородского «Магазина готового бизнеса» в первый месяц его работы в Нижнем Новгороде в 2004 году.
Вот уже около 7 лет (с 2000 года), как в России существует цивилизованный рынок купли-продажи готового бизнеса - начал свою работу «Магазин готового бизнеса - Deloshop», партнер нижегородского «Магазина готового бизнеса». Рынок компаний, предлагаемых на продажу, постоянно растет, появляются все новые и новые предложения, и разнообразию их нет предела. Но до сих пор очень часто встает один и тот же вопрос:
Что же все-таки такое готовый бизнес?
Разумно предположить, что готовый бизнес должен стоить дороже (а в некоторых случаях значительно дороже), чем совокупная стоимость его материальных активов, и об этом знают практически все предприниматели. Отсюда следует типичное поведение владельцев бизнеса, предлагающих бизнес на продажу: «Чтобы выгодно продать мое дело, я должен назвать его готовым бизнесом». И что только готовым бизнесом не называют: «У меня есть ООО, которое существует 2 года, чистый баланс, и у него есть очень красивое название... Покупай и начинай зарабатывать!».
Либо такой вариант: «Продаю линию по производству пенобетона как готовый бизнес, производительность такая-то, стоимость готового изделия такая-то, соответственно даже при выпуске 50 процентов от производственной мощности вы сумеете заработать X денег и за У месяцев возвратить вложенные деньги» и (картинку дорисовывает каждый для себя сам)... Покупай и начинай зарабатывать! «Вот следующий вариант: «Отремонтированное помещение для кафе, хорошее место, сделан ремонт, работающее оборудование, получены все разрешения и согласования - готовый бизнес... Покупай и начинай зарабатывать!». Из приведенных выше примеров напрашивается вопрос: «А что все-таки считать готовым бизнесом и что, собственно, может служить грамотным и приемлемым предложением для инвестора»? И когда в ходе беседы с собственниками компаний мы пытаемся обсудить, что же они все-таки продают и почему покупатель должен заплатить ту или иную цену, мы раз за разом сталкиваемся с решением одних и тех же задач, отвечая на следующие вопросы: «Должен ли гото¬вый бизнес приносить деньги?» или «Всели, что приносит деньги, является готовым бизнесом?».
Должен ли готовый бизнес приносить деньги?
Как-то раз к нам в нижегородский «Магазин готового бизнеса» пришел человек предложить свой бизнес к продаже. Он владел небольшим деревообрабатывающим цехом, расположенным на арендованные площадях с собственным оборудованием, квалифицированным персоналом, комплектом разрешительных документов, да и заказы у него, в общем-то, были. Только вот в определенный момент бизнес перестал приносить деньги собственнику. То ремонт оборудовании то древесина вдруг подорожала, то налоги за год заплатил... Но все работает, все крутится, чем не готовый бизнес?! На наш вопрос о том, почему он оценил бизнес именно в такую цену, он ответил, что бизнес его всегда приносил X денег, а текущие финансовые проблемы это временное явление, и что надо отталкиваться от прибыли X, которую он указал, и еще, если новый собственник даст масштабную рекламу, то у него вообще сразу все пойдет в гору. Таким образом, его оценка бизнеса основана на показателе прибыли, который будет у покупателя. Поэтому-то он и хочет получить Y денег от продажи готового бизнеса с прибылью X, причем он готов не учитывать ту прибыль, которую может получать бизнес при хорошей рекламе, а мог бы.
Исходя из опыта, чтобы ответить на вопрос, является ли бизнес готовым бизнесом или нет, нужно просто поставить себя на место обычного финансового покупателя. Идеальный клиент для покупки готового бизнеса рассматривает бизнес как некий агрегат, в который, с одной стороны, вставляешь рубль, а с другой - получаешь, например, два. Инвестор обычно вкладывает свои денежные средства с целью получения дохода, и он разумно задает простые вопросы: «За какой период я возвращу вложенные средства? Когда я начну получать доходы, сохранив бизнес таким, какой он есть сейчас, не меняя при этом ничего?». Если ответы неопределенные, как в вышеуказанном примере, то вероятность продажи бизнеса покупателю за предложенные деньги Y близка к нулю и данный бизнес не является примером готового бизнеса.
Рассмотреть покупку данного бизнеса за сумму, превышающую стоимость материальных активов, все же могут ряд инвесторов, которые также обращаются в нашу компанию, но это будет другая сумма и другие инвесторы. Это, как правило, профильные покупатели. Они рассматривают покупку такого предприятия как альтернативу открытию другого подобного бизнеса и готовы в какой-то мере оценить временные и финансовые затраты на его запуск. Этим профильным покупателям более важны составляющие производства, нежели его настоящие доходы, так как зачастую они сами очень хорошо ориентируются в данном рынке и имеют свой сбыт, и окупаемость проекта на настоящем этапе их интересует не в первую очередь. Профильный покупатель оценивает бизнес как некий набор компонентов, важных для него, и часто сразу после покупки вносит в бизнес свои изменения.
Так же считаем и мы: готовый бизнес должен окупить себя в определенный промежуток времени, рассчитанный, исходя из финансовых показателей, на момент перехода бизнеса в руки нового собственника. Одним словом, готовый бизнес должен приносить деньги.
Все ли, что приносит деньги, является готовым бизнесом?
Года два назад к нам в офис пришли две милые женщины. Они продавали свою компанию, оказывающую услуги по написанию бизнес-планов. С их слов, в компании было все, что необходимо готовому бизнесу, и даже стабильная прибыль. Фирма занимала уютную комнату в офисном центре, имелась офисная техника с необходимыми программами, заказчики и персонал. Владельцы бизнеса уже знали, что готовый бизнес рассчитывается на основе прибыли за последний период, и поэтому к стоимости их предложения у нас не возникло особых вопросов. Замешательство возникло после того, как нами был задан вопрос о причине продажи бизнеса. На этот вопрос дамы ответили, что они устали и хотят открыть что-то другое. Выяснилось, что они сами, а не персонал, готовили бизнес-планы, изредка привлекая некоего стороннего специалиста. Кстати, и заказы они получали от своих знакомых. Вот так, вроде бы есть юридическое лицо, и есть прибыль, а готового бизнеса нет. Персонала нет, системы привлечения клиентов нет, соответственно и будущих прогнозируемых доходов тоже не предвидится. Так что же такое готовый бизнес?
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: готовый бизнес – это сочетание зарегистрированной организационно-правовой формы, квалифицированного наемного персонала, материальных и нематериальных активов, наличие стабильных поставщиков и потребителей и деятельность в рамках закона.
Такой бизнес после перехода в руки нового владельца и без каких быто ни было изменений продолжает приносить ему стабильную предсказуемую прибыль.
Все новости