Бизнес из рук в руки

10.12.2007 "Биржа + Финансы"№ 48
В Нижнем Новгороде спрос на рынке готового бизнеса значительно превышает предложение, количество желающих продать бизнес и готовых его купить находится в соотношении 1:30.
При этом львиная доля продаваемых компаний приходится на микробизнес, стоимость которого не превышает 100—150 тыс.дол.Лидируют среди них предприятия сферы услуг и торговли.

Такие данные привел ведущий консультант компании “Гурус” (Москва) и практикующий эксперт рынка купли-продажи действующих предприятий малого и среднего бизнеса Алексей Москвич на конференции “Покупка и продажа бизнеса: тактика эффективного поведения и правовое регулирование”. Мероприятие состоялось 29 ноября в деловом центре гостиницы “Александровский сад”, его организатором выступила деловая газета “Ведомости” при поддержке “Фонда предпринимательства США — Россия”.

По словам А. Москвича, рынок готового бизнеса в России сформировался сравнительно недавно. Он рассказал, что в 2006 году больше всего предложений по продаже приходилось на торговые предприятия (26%), на втором месте — сфера услуг (24%), на третьем — производство (22%). Самые незначительные предложения наблюдались в сфере телекоммуникаций — всего лишь 2%. В общем количестве продающихся компаний 65—70% приходится на микробизнес, стоимость которого, как правило, невысокая — редко превышает 100—150 тыс. дол. Средний бизнес стоимостью от 100—150 тыс. дол. до 2,5 млн. дол. составляет 20—25%, а бизнес, который продается за 1—10 млн. дол. и выше, — до 10%.

Причин, по которым бизнес продается, очень много: начиная от нерентабельности предприятия (самая распространенная причина) и заканчивая разочарованностью в предпринимательстве. Кроме того, мотивацией часто служит продажа непрофильных активов, изменение конкурентной среды, срочная потребность в денежных средствах или появление более привлекательных объектов для инвестирования. Возможно, просто переезд на новое место жительства или желание спокойно встретить старость, потому как свой бизнес требует колоссальных затрат энергии. Наконец, продажа бизнеса возможна просто потому, что он для этой цели и создавался.

Движущие причины

По словам директора специализированной компании “Магазин готового бизнеса” Юрия Кузьмичева (Нижний Новгород), обычно малый бизнес покупается как рабочее место для себя и своей семьи. Однако среди потенциальных покупателей встречается немало “мечтателей” — людей, представления которых о бизнесе далеки от реальности. Они, как правило, слабо представляют, чего хотят, потому и являются клиентами “особой сложности”. Покупка предприятия как попытка вложить “лишние” деньги — тоже не совсем удачная идея, поскольку в этом случае новому владельцу следует настроиться на серьезную работу. В особую категорию специалисты выделяют так называемый “женский бизнес” — бутики, салоны красоты и т. д. Часто подобное дело покупают своим женам и подругам успешные предприниматели.

“Со средним бизнесом легче работать, так как здесь приходится иметь дело уже с профессионалами, которые знают, чего хотят”, — говорит Ю. Кузьмичев. Многие московские компании, которые планируют войти на региональный рынок, покупают бизнес в Нижнем Новгороде, так как зачастую это лучший вариант подобного “вхождения”. Среди прочих можно назвать покупку доли рынка, выстраивание вертикального холдинга, диверсификацию и инвестирование свободных средств.

В Нижнем Новгороде, сообщил директор “Магазина готового бизнеса”, наибольшим спросом пользуются производственные предприятия, автобизнесы, кафе и рестораны, модные магазины и бутики и т. д. Он отметил, что продавцы пока слабо понимают необходимость подготовки бизнеса к продаже. И, как следствие, они не желают вкладывать средства в “наведение порядка” (провести аудит, установить порядок в договорах и т. д.). Распространенным также является мнение, что бизнес стоимостью свыше 500 тыс. дол. возможно продать только через Москву. Однако и на региональном рынке есть солидные покупатели, к тому же можно иметь дело с иностранными клиентами.

Ю. Кузьмичев рассказал также, что часто покупатель требует все сведения о покупаемой компании. Однако полностью информацию возможно получить только в ходе процесса по разным причинам: коммерческая тайна, документация и т. д. Вся информация выдается только после проведения определенных мероприятий, когда продавец получит гарантии о серьезности намерений покупателя. К тому же среди покупателей бытует миф о том, что прибыльный бизнес продавать просто незачем. Хотя заниматься продажей убыточного бизнеса не возьмется ни один уважающий себя брокер.


Предпродажная проверка

Сделка продажи, впрочем, как и покупки бизнеса, протекает в несколько этапов. Для ее начала необходимо выполнить полную предпродажную подготовку предприятия со всеми вытекающими отсюда последствиями. А именно: с обязательной оценкой и юридическим аудитом, с разработкой стратегии продажи. О том, как провести проверку, выявить все возможные риски и обезопасить себя от нежелательных последствий или же минимизировать их, рассказала Юлия Крузе, директор ЗАО “ТМ-Сервис”.

По ее словам, процесс проверки предприятия очень трудоемкий. Поможет в этом комплексная проверка Due Diligence, что в переводе означает “должная предусмотрительность”. В ее рамках, как правило, анализируется общее управление предприятием, сбыт и маркетинг продукции, производственная или операционная деятельность, экология, кадры, природоохранные и санитарные нормы. Плюс проводится юридическая и финансовая экспертиза. Выгоды Due Diligence как для продавца, так и для покупателя очевидны: получение объективной информации о состоянии дел в компании, выявление основных рисков, структурирование сделки.

Однако, по словам. Ю. Крузе, среди представителей регионального бизнеса существует некоторая степень недоверия к процессу Due Diligence. Объясняется это прежде всего тем, что клиент часто не понимает необходимость предпродажной подготовки вообще, а платить еще и деньги за это отказывается в принципе. К тому же сбор информации — очень трудоемкий процесс, который осложняется непрозрачностью рынка бизнеса, что, в свою очередь, затрудняет определение сопоставимости сделки и позволяет продавцу выставлять завышенную цену. Но в последнее время наблюдается повышение спроса на проведение Due Diligence, также возрастает прозрачность и уровень раскрытия информации.

Цена вопроса

Одним из самых важных вопросов при покупке и продаже бизнеса является вопрос его оценки. Причем здесь встречаются кардинально полярные позиции: продавец боится продешевить, а покупатель, напротив, опасается отдать лишнее. По словам. Ю. Кузьмичева, сформировать адекватный рынок стоимости бизнеса — дело не из легких, учитывая, что прозрачность здесь сведена до минимума. Он рассказал, что существует три способа оценки бизнеса: оценка активов, оценка доходов и сравнение с ценами подобных сделок. “Сразу следует оговориться, что в российской практике определить стоимость бизнеса с помощью последнего метода достаточно сложно в силу отсутствия информации. Хотя брокер, уже имея свою базу клиентов, может пойти по этому пути”, — заявил Ю. Кузьмичев.

По его данным, многие продавцы завышают реальную цену своего бизнеса, объясняя это тем, что помимо материальных средств они вложили в развитие предприятия немало собственных моральных и душевных сил. Кроме того, часто предприниматели ссылаются на перспективность своего дела. Безусловно, данные факторы будут учитываться при оценке бизнеса. Но также следует помнить, что покупатель платит за то, каков бизнес сегодня, а не за то, каким он будет, пусть даже и в ближайшем, но все же будущем. Понятно отношение предпринимателя к бизнесу как к своему детищу. Но на рынке бизнес — это товар, имеющий реальную стоимость, на которую влияет целый ряд факторов (сезонность, престижность, отраслевая принадлежность, рыночные риски, ликвидность, политика местных властей, доходность, зависимость от ключевых фигур, изношенность основных фондов, непрозрачность учета, масштаб бизнеса и др.).

Особого внимания при оценке бизнеса заслуживает такое понятие, как goodwill — вероятность того, что старые заказчики, пользующиеся услугами компании, вновь обратятся в эту же компанию. Другими словами, он представляет собой нематериальные активы: деловую репутацию, известность торговой марки и т. д. Хотя в российском праве нормативно-правовое регулирование goodwill отсутствует, это понятие используется в деловом обороте в качестве структурной единицы в соглашении о продаже бизнеса. При определении цены продажи также учитываются риски, ответственность по устранению которых в случае их возникновения несет новый владелец. Например, указывается, что начальная цена продажи уменьшается на сумму невозврата выданных займов.

Правовой аспект

Как рассказал директор Нижегородского представительства юридической фирмы “Яковлев&Партнеры” Олег Тимофеев, в законодательной базе РФ, которая призвана регулировать сделки купли-продажи бизнеса, существует много неточностей, противоречий и пробелов. Так, прежде всего российское право не регулирует условия заключения и реализации соглашения о намерениях. Одним из вариантов может быть использование института предварительного договора. Кроме того, российское право не дает сторонникам возможность гибко урегулировать их будущие контрактные обязательства. Также неясно использование соглашений акционеров, которые прямо не признаются российским законодательством, с одной стороны, но и не имеют запретов, с другой.

О. Тимофеев предлагает применять при такой сделке нероссийское право в силу нескольких причин. Во-первых, из-за отсутствия в России концепции гарантий продавца в отношении бизнеса приобретаемой компании. Во-вторых, из-за наличия в иностранном праве институтов, не признаваемых в России: таких, как институт “гарантий и заверений”, оборотоспособность goodwill, “обязательство не конкурировать” и т. д. В-третьих, из-за возможности в договорном порядке детально урегулировать вопросы ответственности сторон.

В связи с проблемами в российском праве при оформлении сделки купли-продажи О. Тимофеев рекомендует создать рабочую группу “разнопрофильных” консультантов, которая должна состоять из опытных финансистов, юристов, аудиторов, оценщиков. Также необходимо прописывать “понятийные” правовые институты (goodwill, ограничения по конкуренции и т. д.) с максимально возможной привязкой к действующему российскому законодательству. А в случае выбора иностранной юрисдикции — привлекать в качестве консультанта национальную компанию, имеющую соответствующие профессиональные рекомендации.

Мария БАЛЫКОВА

Все новости