09.04.2007 "Биржа"№ 13 Всего 7-10% товарооборота Нижнего приходится сейчас на долю франчайзинговых магазинов . К 2010 году эта цифра вырастет минимум до 20%. Руководитель центра консалтинга Союза магазинов и единственный представитель Российской ассоциации франчайзинга в Нижнем Вадим Носов прогнозирует: кроме розничной торговли прорыв в сфере франчайзинга обеспечат отельный бизнес, сфера бытовых услуг и общепит.
Объем нижегородского рынка франшиз
Ярмарка франшиз, прошедшая в Главном ярмарочном доме 4—6 апреля, презентовала нижегородским предпринимателям магазины продуктов питания Spar, фаст-фуд Subway, агентства недвижимости “Хирш”, магазины домашнего текстиля“ТАС”, магазины обуви Mascotte, бижутерию Pilgrim, Zoppini, Courtney G, косметику “Мануфактура”, игрушки “Собери друзей”, магазины посуды “Богемия плюс”.
Сегодня актуальность работы по франчайзинговой схеме иллюстрирует следующий пример: единственным пропуском в ТЦ “Мега” для нижегородских предпринимателей стала покупка франшизы на известные брэнды магазинов одежды Mango, Sela, Camelot, Mexx и Gloria Jeans, при том что хорошая франшиза стоит от $100 000.
На территории России “крутится” порядка 400—500 франчайзинговых предложений, которые можно купить и в Нижнем. Но действительно работающих и отработанных, “не для галочки заявленных” — половина, 250 (для сравнения: в США — 8000), утверждает представитель Российской ассоциации франчайзинга в Нижнем Вадим Носов.
Объем рынка купли-продажи франшиз, по его мнению, оценить сложно: существуют разные схемы продажи франшиз — с первоначальным взносом или без него.
По количеству вновь открываемых франчайзинговых предприятий цифры таковы: обычно во вновь открывающихся торговых центрах 40% мест занимают федеральные сети, 30% — местные предприниматели по франчайзингу, 30% — местные предприниматели под своими марками. Год назад в Нижнем Новгороде всего было представлено примерно 80—90 франчайзинговых марок, сейчас — 130—150. Получается, где-то 60% всех “хороших” франшиз уже добрались до Нижнего Новгорода. Причем, по мнению руководителя центра консалтинга Союза магазинов Вадима Носова, из 500 крутящихся на российском рынке франшиз около 100 пришли из регионов, 100 из-за рубежа, остальные провинциалам предлагает Москва.
В Нижнем Новгороде есть свои собственные франчайзинговые системы, созданные местными компаниями: наиболее известны шинные магазины “Линарис”, мебельные “Мебель Плюс”, женской одежды Verley, продуктовые “Райцентр”, автозапчастей “Драйв”, уличный фастфуд “Слоеный пирожок”. Кроме того, наш автозавод начал, по сути, крупнейший франчайзинговый проект — магазины “Детали машин ГАЗ”.
Какой бизнес предлагают по франшизе?
Есть определенное расхождение между спросом и предложением: часто спрашивают производственный франчайзинг, а предлагают чаще торговлю — магазины модной одежды (при этом спрос, например, на магазины хозтоваров и стройматериалов совершенно не удовлетворен).
Директор Союза магазинов Нижегородской области Оксана Дектерева отметила повышенный интерес местных предпринимателей к франшизам из сферы общепита. В связи с чем Союз магазинов планирует в ближайшее время проведение еще одного семинара-презентации франшиз: по просьбам трудящихся предпринимателей.
Как приживаются чужие плоды?
Говорят, что в мире из десяти франчайзинговых бизнесов выживает восемь: один умирает из-за неудачного выбора места, еще один из-за безалаберности франчайзи. Но Вадим Носов с такими цифрами не согласен — ведь рынок становится все более конкурентным. Последние исследования показывают успешность мирового франчайзинга на уровне 70%. Снижение на 10% произошло из-за чрезвычайного развития технологий торговли, которые сложно воспроизвести на уровне франчайзинговой системы, а также из-за конкуренции со стороны интернет-магазинов.
В Нижнем, по мнению Вадима Носова, также приживается лишь 70% франчайзинговых проектов. Но здесь снижение в 10% дают другие факторы: не все франчайзеры способны обеспечить нормальное снабжение своих магазинов товаром.
Кто покупает рецепты Нижнего?
Нижегородские франшизы в Москву пока не пришли, зато в Подмосковье уже появились наши “Слоеные пирожки” и “Мебель Плюс”. Ну а “Деталей машин ГАЗ” больше 1000 по всей стране. Но так и не продана франшиза местной сети ресторанов быстрого питания “Едок”, которая была выставлена в 2005 году на московской выставке Buy Brand за 300 тыс. евро.
Местные франчайзеры имеют определенные преимущества: большую поддержку франчайзи, больший опыт работы на локальном рынке, реальные бизнес-планы, предоставление большего товарного кредитования и работа с меньшими объемами инвестиций со стороны франчайзи. В свою очередь федеральные франчайзинговые системы чаще “берут” наличием интересного эксклюзивного товара и очень хорошо отработанными информационными системами.
Бизнес по рецепту
Франчайзингом называют такую организацию бизнеса, при которой крупные и успешные компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими компаниями (франчайзи) на право действовать от имени франчайзера. При этом франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать содействие в бизнесе, дает своему младшему партнеру право торговать своей продукцией под маркой франчайзера.
Франчайзинг больше других подходит тем, у кого совсем мало опыта в предпринимательстве, зато есть желание научиться вести дела у успешных прототипов, при этом особо не рискуя, считает директор нижегородского магазина готового бизнеса Юрий Кузьмичев. В этой схеме новичок получает продуманную и проверенную концепцию бизнеса и подробный справочник “как вести дела”.
Елена ЦАРЕВА
Все новости