27.05.2008 "Стратегия бизнеса"№6(42) статья о "Магазине Готового Бизнеса" Примерно 6 лет назад в России появились зачатки цивилизованного рынка купли-продажи действующих предприятий, не связанного с отчуждением пакета акций (долей), зачастую недружественным способом, и банкротством. Пройдя процедуру становления, рынок готовых бизнесов приобретает всё более отчётливые черты и стремится к стандартам, выработанным развитыми странами за долгие годы. Для владельцев средних компаний существует несколько способов выхода из бизнеса:
- закрытие компании с распродажей активов по ликвидационной стоимости;
- передача в управление наёмному менеджменту;
- продажа компании как действующего бизнеса.
Продажа действующего бизнеса – наиболее правильное решение для владельцев успешных компаний. Продажа позволяет получить не только справедливую цену за имеющиеся активы, но и премию за действующий бизнес, которая может превосходить стоимость активов в разы. Кроме того, основанный прежним владельцем бизнес обретает новую жизнь, поскольку покупатель, предложивший максимальную цену, практически всегда выступает в роли преемника и стремится к развитию и росту компании. В большинстве случаев вырученные от продажи бизнеса деньги вкладываются в развитие нового бизнеса, способствует экономическому росту страны и дальнейшему развитию рынка купли-продажи действующих предприятий.
Для владельца компании, принявшего решение о продаже бизнеса, очень важно знать реальную рыночную стоимость его предприятия. От грамотного определения цены бизнеса во многом зависит успех продажи.
Как считают американские специалисты по продаже бизнеса, все продавцы хотят получить непомерно большую цену за свое предприятие (вне зависимости от того, какой порядок цен посредники или оценщики определяют, исходя из данных отчётности и документов компании). Все покупатели считают, что цена компании завышена (даже до того, как увидят её) и стремятся сбить цену, когда им представляется эта возможность. Естественно, обе эти позиции имеют право на существование, и успех сделки во многом зависит от гибкости позиции продавца. Опыт работы на молодом российском рынке купли-продажи действующих бизнесов полностью подтверждает не только эти утверждения, но практически все выводы, сделанные зарубежными специалистами на основании многолетней практики.
В нашей практике есть примеры, когда компания продана по цене выше заявленной продавцом, но это скорее исключение из правила, комментирует директор «Магазин Готового Бизнеса» Нижний Новгород Ю.В. Кузьмичев:
При продаже бизнеса любой собственник в глубине души питает надежду получить определённую цену за свой бизнес, обычно называемую SDP – the sellers dream price («предел мечтаний продавца») Эта цена основана на следующих факторах:
1. Кто-то из друзей (как правило, не обладающих информацией о рыночной ситуации) сказал вам, что ваш бизнес имеет такую-то цену;
2. Сертифицированный бухгалтер высшей категории или аудитор (которые никогда не занимались куплей-продажей компаний и стремятся действовать только в интересах своих клиентов) сказал вам, что ваш бизнес имеет такую-то цену и не стоит соглашаться на меньшую;
3. Вы слышали, что аналогичная компания, расположенная в этом же городе, была продана за определённую сумму, а вы знаете, что ваш бизнес значительно лучше. Однако в большинстве случаев вы плохо информирован об условиях продажи (каковы условия аренды, реальный объём прибыли, каков основной мотивирующий фактор послужил причиной продажи бизнеса и т. д.);
4. Вы хотите получить ту цену, которую уплатили сами за бизнес в своё время. Возможно, что вы переплатили за него или же снизился объём продаж, например, вследствие плохого управления или с появлением сильного конкурента;
5. Возможно, вы начинали бизнес с «нуля» и вложил в него много средств, а теперь хотели бы вернуть свои затраты. Однако необходимо помнить, что вложения могли быть произведены без должного маркетинга, учёта рыночной и демографической ситуации. Очень важно понимать, что слово «предприниматель» означает «того, кто готов принимать на себя риск», а не только того, кто начинает своё дело и просто-напросто хочет ощутить себя собственником и руководить бизнесом.
Каждый продавец имеет свой «предел мечтаний». И преодолеть его порой бывает очень трудно. Необходимо учитывать и психологический фактор. Предприниматель небезосновательно полагает, что его бизнес – сродни родному дитя, в которое вложены, кроме денежных средств, физические и моральные усилия, потрачена уйма времени. В том числе в ущерб семье и собственному здоровью. Естественно, кроме желания, чтобы бизнес сохранился и вырос с новым владельцем, продавец рассчитывает на солидную премию как компенсацию своих усилий.
Однако, как показывает практика, при продаже бизнеса также хорошо работает правило «10-50», которое гласит, что конечная цена продажи в большинстве случаев может отличаться от предела мечтаний продавца в разы. Чаще всего компании продаются по цене на 10-50% ниже первоначальной цены, по которой она выставляется на продажу, т. е. цены, определённой специалистом в результате кропотливой работы по предпродажной подготовке бизнеса
На повышение стоимости бизнеса также влияет работа бизнес-брокера – правильная предпродажная подготовка, организация Due Dilligence, построение структуры сделки и т.д. Кстати, быстрее других дорожали производственные компании, темпы роста средней стоимости здесь превысили 30%.
Каковы же основные причины, побуждающие владельцев выставлять свои компании на продажу?
На диаграмме показано процентное соотношение наиболее распространённых причин продажи бизнеса.
Наиболее распространённые причины продажи действующих предприятий.
Кто же такой потенциальный инвестор, вкладывающий деньги в покупку готового бизнеса? Мысленно рисуя так называемый «портрет потенциального покупателя предприятия среднего бизнеса, можно выделить три большие группы инвесторов. На первом месте по количеству обращений и совершённых сделок купли-продажи стоит частный инвестор. Это физическое лицо (или группа лиц), вкладывающее собственные средства и в дальнейшем принимающее активное участие в управлении бизнесом. Послужной список покупателя чаще всего включает текущий или предшествующий опыт владения другим бизнесом или богатый опыт работы в корпоративных структурах. В этой группе покупателей чаще всего встречаются «бизнес-ангелы», т. е. предприниматели, покупающие бизнес не только ради будущих доходов, но и активно развивающие его.
Прогнозируя тенденции развития спроса на покупку действующих предприятий среднего бизнеса, можно предположить, что интерес к покупке готового бизнеса будет расти в первую очередь у инвесторов из второй группы в связи с продолжением укрупнения и концентрации рынка и усилением конкурентной борьбы. Также следует ожидать дальнейшего усиления интереса инвестиционных фондов и частных инвесторов к прямым инвестициям в растущие сектора российской экономики.
Таким образом, рынок купли-продажи действующих предприятий среднего бизнеса в России активно развивается и приобретает цивилизованные черты. Из этих тенденций вытекает необходимость повышения требований к грамотной оценке бизнеса и формированию у владельцев компаний обоснованных представлений о стоимости своего предприятия.
Подводя итоги вышесказанного, можно отметить, что покупка готового бизнеса перестала быть чем-то неординарным, и количество сделок растёт с каждым годом. Постепенно среди предпринимателей, инвесторов утверждается мнение, что покупка действующего предприятия во многих случаях заведомо выгоднее создания подобного бизнеса с «нуля».
Статья подготовлена пресс-центром
Нижегородского «Магазина Готового Бизнеса»
Все новости