Новости туристического бизнеса

04.12.2007
Активно путешествовать нижегородцы стали лет пять назад. Раньше пользовались популярностью такие курорты как Турция, Египет, Италия, Испания. Сегодня зона охвата туристического бизнеса значительно увеличилась. Это связано с ростом благосостояния людей и снижением цен на многие туры. Например, в некоторые страны не было групповых поездок, только индивидуальные, поэтому цена была высокая. Сейчас практически во все страны есть чартерные рейсы, соответственно, зарубежные турне стали более доступны.


На региональном рынке сегодня действует около 350 компаний, которые реализуют турпродукты, созданные тем или иным оператором. При этом крупных игроков насчитывается не более десятка. Это такие компании как «Гама», Дилижанс», «Спутник», «Роза ветров», «Фаин тур» и некоторые другие.

Принято считать, что конкуренция в этом бизнес-секторе достаточно сильная, однако Наталья Кабанова, директор по туризму туристической компании «Гама», полагает, что как таковой конкуренции среди «старожилов» рынка в Нижнем Новгороде практически нет, например, по сравнению с Москвой. «Но в городе ежегодно появляется порядка 20-30 новых фирм, и вот среди них уже можно наблюдать некоторое соперничество», — уточняет она.

«Мы больше направлены не на конкуренцию, а на сотрудничество с другими компаниями, делимся опытом и обмениваемся знаниями», — соглашается Елена Чеснокова, директор компании «Радуга путешествий».

«Турфирм много, но компаний, которые уделяли бы достаточное внимание маркетингу как таковому и выделению своего покупателя, мало, — отмечает Елена Плешивцева, креативный директор туристической фирмы «Капитан Флинт». — А это может быть достаточно сильным конкурентным преимуществом».

Популярные

продукты

По мнению Вячеслава Назаренко, генерального директора туристической фирмы «Дилижанс», заграничные и отечественные туры популярны в равной степени: «Для разных покупателей интересны разные туры. Перед Новым годом спрос на них в равной степени увеличивается. Также популярны местные пансионаты, как не очень дорогие, так и достаточно элитные».

А Елена Чеснокова считает, что сейчас наиболее востребованы туры за границу, например, в такие страны как Таиланд, ОАЭ, Египет. «Сейчас есть возможность вылета из Нижнего Новгорода в Египет и Европу. И людям уже нет необходимости лететь сначала в Москву, а только затем уже за границу, — говорит она. — Но в то же время, не падает спрос и на путешествия в Европу. Что же касается Нового года, то нижегородцы, как правило, предпочитают отдыхать в пансионатах и санаториях области. Хотя за те же деньги можно отдохнуть за границей».

«На сегодняшний день спектр предлагаемых туристических услуг очень широк, поэтому проблематично выделить перспективные направления, — говорит Елена Плешивцева. — По-прежнему популярны Египет и Турция, поскольку в этих турах оптимальное сочетание цены и качества. Развиваются экзотические туры, а также экскурсионный туризм по России».

Действительно, многие эксперты отмечают, что туры по России — перспективное направление. Но необходимо всерьез заниматься его развитием, в частности выстраивать гостиничную инфраструктуру.

Традиционно на новогодние праздники увеличивается спрос на экскурсионные туры по Европе (Франция, Германия, Болгария), на горнолыжные курорты (Австрия, Италия, Франция, Андорра). В последние годы также пользуются популярностью Великий Устюг и Казань.

«Перспективное направление — внутренний туризм: юг России и речные круизы. Например, в нашем «арсенале» — 6 теплоходов, — говорит Наталья Кабанова.— Кроме того, наша компания наряду с классическим развивает деловой туризм. У нас есть свой загородный бизнес-центр «Волга».

Страхование —

всему голова

Обязательным для туристов является медицинское страхование. Если это пакетный тур, то в него туроператор уже закладывает страховку. Если это индивидуальный тур — то турфирмы самостоятельно страхуют клиента, сотрудничая со страховыми компаниями.

«Предоставляется такая услуга как страхование от невыезда, — говорит Елена Чеснокова. — Такая страховка выплачивается в том случае, если человеку не выдается виза в ту или иную страну, а он уже приобрел тур. В этом случае он получает назад свои деньги. Если же человек едет на горнолыжный курорт, то может застраховать свою жизнь. Или он решил отправиться в одну из стран Азии, где есть возможность заражения экзотической чумой или холерой, или там его могут укусить насекомые. В этом случае мы предлагаем дополнительные виды страхования».

«Мы работаем со страховой компанией на основании договора, — говорит Наталья Кабанова. — В основном нижегородские агентства работают с московскими туроператорами, в пакет которых входит медицинская страховка. А если речь идет о нижегородских туроператорах, то они, как правило, самостоятельно заключают договор со страховыми компаниями. Мы, например, являемся туроператором по речным круизам. Есть обязательное страхование, например, транспортных средств — теплоходов, автобусов. Также предлагаем дополнительные страховки по желанию туристов».

Открывать или нет?

Как говорят эксперты, для того чтобы открыть свою туристическую фирму, необходимо прежде всего полюбить этот дело. «Надо быть уверенным в том, что это именно то дело, которым ты хочешь заниматься, — говорит Елена Чеснокова. — Надо понимать, какую ответственность ты берешь на себя. Ведь нам люди доверяют свой отпуск. Необходимо выяснить, что они ждут от этой поездки: пляжного отдыха, экзотики или познания страны? И мы должны помочь сделать правильный выбор. Ведь, возможно, они копили на это путешествие целый год. Также очень важны личные качества организатора туристической фирмы. Конечно, есть специальное высшее образование и курсы, но все-таки диплом — это еще не все».

Как и в любом бизнесе, в туристической индустрии есть проблемы с квалифицированным персоналом. «Сейчас к нам на стажировку приходит много молодых людей и девушек. Как правило, образование, которое они получают в ВУЗах, мало что дает им, — сетует Вячеслав Назаренко. — Конечно, высшее образование обязательно должно быть — это формирует определенную культуру общения. Но важен профессионализм, а он приходит только с опытом. Например, все наши менеджеры ездят в ознакомительные туры, к нам приезжают представители московских туроператоров, проводят учебу. Этому стоит уделить особое внимание. Мы часто берем практикантов, смотрим, пригодны ли они для этой работы или нет. Если они быстро схватывают, легко обучаемы, впитывают все, что необходимо, то тогда они остаются работать в нашей фирме на постоянной основе».

Прежде чем предлагать своим клиентам поехать в какую-либо страну или на курорт, менеджеры совершают так называемые рекламные туры, которые устраивает туроператор. Необходимо быть уверенным в том, что человека все устроит, что ему предлагается достойный отдых. Надо посмотреть сам отель, его расположение: далеко ли он от моря, от центра города. Менеджеры лучше расскажут клиентам то, что видели собственными глазами.

«В Нижнем Новгороде профильное образование можно получить в Нижегородском коммерческом институте, в филиале Сочинского института, в Строительной академии, — рассказывает Наталья Кабанова. — Мы берем на работу людей с высшим профильным образованием и стараемся их вырастить в профессиональном плане».

Эксперты расходятся во мнении, влияет ли месторасположение фирмы на успешность ее работы. «Месторасположение агентства не влияет ни на что, — утверждает Вячеслав Назаренко. — Самый правильный способ продвижения фирмы — это «сарафанное» радио». А Елена Плешивцева считает, что все-таки лучше, если агентство располагается в центре города.

По словам Натальи Кабановой, минимальная цена выхода на рынок туристических услуг составляет порядка 500 тыс. руб. «Это притом, если открывать небольшое туристическое агентство, в котором будет работать не более двух человек, — говорит она. — Срок окупаемости вложенных средств зависит от профессионализма людей, которые решили заняться этим бизнесом, от их политики продаж, и от размера фирмы. А также от того, во что были вложены основные средства фирмы. Как правило, для небольшой фирмы срок окупаемости составляет 1 год».

«Основные средства должны быть затрачены на рекламу, — считает Елена Плешивцева. — А срок окупаемости — минимум 2 года. И то при наличии постоянных клиентов».

«Действительно, хотя туристический бизнес достаточно рентабельный, но вложенные средства окупятся не быстро, — соглашается Вячеслав Назаренко. — Необходимо сначала наработать клиентскую базу, хорошо зарекомендовать себя, и только после этого «снимать сливки».

С недавнего времени в России существует Единый реестр туроператоров. Сегодня, чтобы в него попасть, необходимо иметь банковскую гарантию в размере 5 млн руб (внешний туризм). С 2008 года «ставка» удвоится — до 10 млн руб. Для внутреннего туристического рынка «цена вопроса» значительно ниже — 500 тыс. руб. Это необходимо для того, чтобы в случае невыполнения обязательств клиент мог получить достойную компенсацию. Турфирмы могут сотрудничать только с теми операторами, которые внесены в данный реестр.

«Сейчас лицензирование туристической деятельности отменено, — говорит Елена Плешивцева. — Но я считаю, что если раньше у турфирмы была лицензия, это свидетельствует о ее надежности. Ведь условия получения разрешения были очень жесткие».

Развитие рынка

«Нижегородский регион оптимально подходит для туристического бизнеса, — считает Елена Плешивцева. — У нас много мест, которые интересно посмотреть. Конечно, нужны определенные вложение в развитие отрасли. Вот, например, «Роза ветров» строит горнолыжный курорт».

«Новые фирмы будут появляться и закрываться, — говорит Вячеслав Назаренко. — Люди не понимают, что это очень сложный бизнес. Они съездили в пару стран и считают, что и у них получиться организовать турфирму. Слишком много непрофессиональных людей хотят этим заниматься. Бизнес тяжелый, не стоит начинать заниматься им, если нет опыта работы».

Наталья Кабанова соглашается, что новички будут всегда. «Но вопрос в том, кто из них выживет, — говорит она. — Что же касается объемов продаж, то ежегодный прирост составляет примерно 10-15%».

Есть неплохой вариант развития этого бизнеса — заказ туров по Интернету. Пока эта ниша практически свободна, так как существует некоторое недоверие к подобному виду бронирования. Но это очень перспективное направление — всемирная паутина охватывает все большее количество людей. При этом экономится время как самих туристов, так и компаний.

Ольга КОНОВАЛОВА, КАПИТАЛИСТ-Нижний Новгород

www.abm.r52.ru
Все новости