Бизнес вдоль большой дороги

04.01.2008
Увеличение транспортного потока и, соответственно, спроса на услуги СТО, мотелей и кафе обещает неплохие перспективы роста придорожной инфраструктуры. Но пока качественного сервиса вдоль дорог почти нет, а клиенты предъявляют все более высокие требования к его уровню. Развитию бизнеса препятствует сложная процедура получения земли и долгий период окупаемости проектов.

Наш город является одним из пунктов второго транспортного коридора, связывающего Европу и Транссибирскую магистраль через Германию, Польшу, Белоруссию, Москву и Екатеринбург. Исторически в Нижегородской области сформировался комплексный транспортный узел с сетью автомобильных дорог протяженностью более 12 тыс. км и плотностью движения в 2 раза выше, чем в среднем по России. Выгодное географическое положение нашей области обеспечивает высокий уровень транзита пассажирского и грузового автотранспорта, интенсивность которого на федеральных трассах и дорогах областного подчинения с каждым годом растет.
По данным Управления автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород, летом этого года по трассе М7 (на участке от границы Владимирской и Нижегородской областей до Нижнего Новгорода) в сутки проезжало от 18 тыс. до 28 тыс. автомобилей, по трассе Нижний Новгород - Арзамас - 7-10 тыс. автомобилей, а на участке Арзамас - Саранск - 3-5 тыс. авто. В среднем за 2007 г. интенсивность движения транспорта на федеральных трассах, проходящих по территории региона, выросла на 5-7% по сравнению с 2006 г. Это открывает широкие возможности для развития бизнеса в сфере придорожной инфраструктуры - станций технического обслуживания (СТО), мотелей, магазинов и кафе.
Однако, по оценкам участников рынка, данная отрасль находится в начальной стадии развития, а качество сервиса большинства существующих объектов инфраструктуры оставляет желать лучшего. По словам Сергея Карасева, начальника отдела продаж и маркетинга сети отелей Douglas (г. Москва), работающей в сегменте придорожных гостиниц, услуги мотелей востребованы, но пока развиты слабо. Условным лидером в данном сегменте он считает Центральный федеральный округ, но оговаривается, что и здесь уровень не тот, какой хотелось бы. Главной причиной медленного развития данного сегмента наш собеседник называет долгий период окупаемости проектов. «Скажем, трехзвездочный отель окупается примерно за 6-7 лет, поэтому, пока срок возвращения инвестиций в офисном или жилищном строительстве не увеличится, высокой активности в сфере гостиничного сервиса вдоль дорог ждать не приходится», - заключает г-н Карасев.
В свою очередь Игорь Печерин, исполнительный директор компании «TruckPoint Грузовой шинный центр», владеющей комплексом на трассе М7 в Володарском районе (состоит из мотеля, кафе, магазина автозапчастей и современного шиномонтажа), отмечает, что уровень развития придорожного сервиса в Нижегородской области достаточно высок по сравнению с другими регионами, где территория вдоль дорог пока еще не освоена. «В этом году нам пришлось много поездить по европейской части страны. Судите сами: первый шиномонтаж после выезда из Рязани мы встретили через 50 км, а второй - проехав уже 400 км», - делится наблюдениями г-н Печерин. Он рассказал также, что некоторое время назад на станцию «TruckPoint» в Нижнем Новгороде специально для обслуживания приезжали груженые нуждающимися в шиномонтаже колесами фуры из Саранска, где до последнего времени вообще отсутствовал шинный сервис.

Как закрепиться на трассе
Наши собеседники отмечают, что получение земельных участков вдоль трасс и дорог связано с длительной и непростой процедурой, особенно если они находятся в частных руках. Начальник отдела земельных отношений и согласований компании «Автоград» Эльвира Смолина рассказала, что значительное время (в среднем около трех месяцев) уходит на согласование проекта органами местной и областной администраций, ГИБДД, управлениями, в ведении которых находятся дороги. В «Автограде» также отмечают, что, если с самого начала строить объекты по всем правилам, времени уходит очень много.
Основная масса инфраструктурных сооружений вдоль дорог по-прежнему возводится полулегально и уже после начала строительства оформляется должным образом. Как считает г-н Печерин, сложная процедура получения таких участков сегодня оправдана, так как открытый доступ к ним приведет к беспорядку вдоль трасс. Несмотря на трудности, крупные проекты, включающие строительство гостиниц, кафе, СТО и т.д. в нашем регионе уже начали реализовываться.

Комплексный подход
В этом году компания «Автоград» получила одобрение Инвестиционного совета при губернаторе Нижегородской области на реализацию проекта «Автодорожные ворота города Нижнего Новгорода» по строительству сервисно-туристических комплексов (СТК). Комплексы 1 категории, которые построят на всех федеральных трассах, будут включать гостиницу на 30-40 мест, плюс два двухместных номера повышенной комфортности, ресторан-кафе быстрого обслуживания, СТО, пожарное депо, магазин сопутствующих товаров, автомобильную мойку и АЗС. Для работы на их базе будут привлечены якорные арендаторы - в компании рассказали, что заправки и предприятия быстрого питания будут переданы известным брендам.
Эльвира Смолина отметила, что местные администрации активно помогают в подборе и оформлении участков, согласовании проектов. В районах, где планируется строить комплексы 2 категории (без гостиницы), изъявляют желание иметь на своей территории комплексы 1 категории, пусть даже местная дорога не обладает высокой интенсивностью движения, и гарантируют, что спрос на услуги мотелей будет обеспечен. В «Автограде» не ожидают особых проблем с набором персонала для работы в СТК. Комплексы построят вблизи населенных пунктов, что создаст новые рабочие места для жителей области. По словам г-жи Смолиной, СТК рассчитаны на любых клиентов, но в основном они будут ориентированы на водителей транзитного транспорта, за исключением комплексов, находящихся в районах, которые насыщены достопримечательностями и являются привлекательными для туристов (Арзамас, Семенов, Городец, Болдино).
Строительство первых двух комплексов намечено в Борском и Кстовском районах и займет от года до полутора лет. Объекты будут вводиться в эксплуатацию по частям. В общей сложности предусматривается создание 6 комплексов 1 категории и 11 комплексов 2 категории. Предварительная сумма инвестиций только в строительство составит 689 млн руб., к этим затратам нужно добавить расходы по выкупу земельных участков или их аренду, если приобретение в собственность пока невозможно. Полностью проект строительства сети сервисно-туристических комплексов должен быть реализован к 2012 г.
Будущие СТК «Автограда», расположенные в непосредственной близости от Нижнего, в перспективе смогут привлечь дополнительных клиентов из числа деловых людей, которые приезжают к нам в командировку и не имеют достаточных средств для размещения в городских гостиницах. «Значительная часть деловых поездок в другие регионы осуществляется на автомобильном транспорте, поэтому услуги придорожных гостиниц востребованы, - рассказывает о своем опыте Сергей Карасев. - Так, в Москве после сноса нескольких крупных трехзвездочных отелей образовался острый дефицит предложений гостиничного сервиса среднего уровня: в основном остались дорогостоящие отели. Люди приезжают на один день в Москву, ночуют у нас и спокойно уезжают домой, избежав столичных пробок».

Будет где ремонтироваться!
Начальник колонны компании «Стратегии партнерства» Михаил Марченко отмечает, что сервисы, стоянки и мотели в достаточном количестве представлены только на федеральных трассах европейской России, чего не скажешь о дорогах регионального значения. «Многие технические сервисы не работают круглосуточно или по выходным, да и уровень подготовки мастеров не везде удовлетворителен, - продолжает он. - Так что, если поломка незначительна, водители обычно стараются ремонтировать свои авто самостоятельно из-за высокой стоимости услуг СТО».
Игорь Печерин отмечает высокий уровень спроса на услуги мотелей и станций технического обслуживания среди водителей грузовиков. «По сравнению с 1990-ми гг. водитель изменился: он не рискнет ставить некачественные шины или обслуживаться в сомнительном сервисе, - говорит исполнительный директор «TruckPoint Грузовой шинный центр». - При росте грузоперевозок машина не простаивает, бывает, что на одном грузовике, сменяя друг друга, работают по три пилота. Такой жесткий режим и необходимость обеспечения безопасности перевозок обуславливает рост требований к качеству сервиса со стороны клиентов».
Впечатление, которое оставляет у водителя обслуживание в мотеле, кафе или мастерской, очень важно для развития бизнеса, так как хорошие отзывы в шоферской среде распространяются быстро. «Это лучшая реклама, - уверен г-н Печерин. - Отмечу, что в свое время нам даже не пришлось тратить деньги на рекламу: молва все сделала сама. И теперь люди, будучи еще далеко от нашего комплекса, звонят и заказывают номера. В основном это водители тягачей, уже несколько суток следующие в Москву».
Крупные СТО по обслуживанию грузовиков в основном сосредоточены в черте Нижнего Новгорода и рассчитаны на возрастающий автомобильный парк местных транспортных компаний, а также транзитный транспорт. Подобные станции обслуживания можно найти в районе ул. Кузбасская и Электровозная в Канавинском районе и ул. Федосеенко в Сормово. Напротив авторынка «Московский» на Московском шоссе крупный сервис-центр строит КАМАЗ.
Выходить на большую дорогу решаются немногие предприниматели, и в основном сервисы здесь представлены мелкими гаражами с невысокой пропускной способностью. Между тем, в Нижегородской области уже появляются первые крупные ремонтные фортпосты. Например, Volvo завершает строительство собственного центра стоимостью $4 млн в районе полигона Игумново (трасса Москва - Нижний Новгород). Как рассказал менеджер по развитию дилерской сети Volvo Владимир Каменский, ежегодно продажи новых грузовиков зарубежных производителей увеличиваются примерно на 50-80%, что вызвано растущими объемами автомобильных грузоперевозок в России. Поэтому в будущем он не исключает возможности строительства в нашем регионе аналогичных центров для тягачей других иностранных марок.

Станислав Залуговский
http://www.abm.r52.ru/index.phtml?rid=20&fid=191&sid=49&nid=22483
Все новости