Торговые центры втягивают киносети в гонку на выживание

23.01.2008
Ключевые игроки озвучивают грандиозные планы, заявляя о запуске десятков новых кинотеатров в городах-миллионниках. Независимые аналитики сомневаются в реальности этих планов: в крупнейших мегаполисах рынок кинопроката уже близок к насыщению. Строительная гонка, в которую киносети оказались втянуты благодаря девелоперам торгово-развлекательных центров, может обернуться стремительным падением рентабельности для всех операторов рынка.


эксперты
Борис Асриев
президент компании «Киномакс»
Кирилл Иванов
заместитель генерального директора сети «Синема Парк»
Игорь Ильчук
генеральный директор сети кинотеатров «КАРО Фильм»
Александр Кузнецов
генеральный директор ГК «Электроника»
Сергей Лавров
редактор отдела статистики журнала «Кинобизнес сегодня»
Ксения Леонтьева
аналитик «Невафильм Research»
Алексей Сидоров
директор развития сети ГК «ИнвестКиноПроект»
За счет чего растут кассовые сборы?

Какой формат кинотеатров доминирует на рынке?

Зачем девелоперам собственные мультиплексы?


Сегодняшнее присутствие федеральных кинотеатральных сетей за пределами двух столиц пока незначительно. Самую крупную региональную сеть (14 кинотеатров/ 44 зала) имеет компания «Киномакс», что вполне сопоставимо с размерами новосибирской сети «Арт Сайнс Синема» (9 кинотеатров/ 27 залов) или екатеринбургской сети «Премьер-зал» (16 кинотеатров/23 зала). Лидер по количеству кинотеатров в России «Каро фильм» в регионах имеет лишь четверть всех своих точек — 7 кинотеатров /36 залов. В первую десятку крупнейших киносетей за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, по версии «Невафильм Research», входят также столичные «Синема Парк», «ИнвестКиноПроект» (ТМ «Киноплекс») и «Роскино», причем первые два игрока имеют в регионах всего по три 8-9-зальных мультиплекса и в крупнейших операторах числятся за счет большого количества залов. По оценкам «Невафильм Research», все вместе крупнейшие федеральные киносети по количеству залов занимают не более 17% на рынке кинопоказа в России.

Маяки для «федералов»


Сегодня федеральные операторы заявляют о желании значительно увеличить свое присутствие в регионах. По прогнозам игроков, активная экспансия развернется в ближайшие три-четыре года и коснется практически всех городов-миллионников.


Самые грандиозные планы у сети кинотеатров «Киномакс». До 2010 г. компания рассчитывает добавить к своей сети не менее 50 современных мультиплексов.


В планах столичной сети «Синема Парк» открыть в регионах к 2010 г. как минимум 20 многозальных кинотеатров. «Те три кинотеатра, которые мы имеем сейчас в регионах — в Тюмени, Челябинске и Набережных Челнах — это только начало, — говорит Кирилл Иванов, заместитель генерального директора сети «Синема Парк». — Уже в этом году мы откроем четыре мультиплекса в регионах — два в Уфе, один в Перми и один в Новосибирске. В планах следующего года — Волгоград. Дальше будем двигаться еще в 17–18 городов, включая Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону. Под вопросом остаются Самара и Краснодар».


По расчетам г-на Иванова, емкость рынка одного города-миллионника — 3 современных мультиплекса с общим количеством залов 24–25, плюс 1–2 небольших кинотеатра.


Не менее масштабные планы вынашивает компания «ИнвестКиноПроект», строящая сеть киноразвлекательных цент-ров под маркой «Киноплекс». «В городах с населением больше 1 млн. человек мы рассматриваем потенциал в 4–5 кинотеатров нашего формата», — озвучивает планы сети Алексей Сидоров, директор развития сети ГК «ИнвестКиноПроект». Компания намерена открыть киноплексы в Екатиренбурге, Челябинске, Самаре, Уфе, Новосибирске, Волгограде. «Под вопросом Ростов-на-Дону и Нижний Новгород (из-за недостатка подходящих проектов ТЦ) и Красноярск — из-за его удаленности от столицы», — добавляет г-н Сидоров.


В сети кинотеатров «КАРО Фильм» признают, что рынки кинопоказа в Екатеринбурге и Челябинске уже достаточно развиты, а в Новосибирске и Самаре и вовсе близки к насыщению. Однако в компании считают, что при удачном выборе местоположения будущего кинотеатра сеть может успешно зайти даже в насыщенные города. Для сети кинотеатров «КАРО Фильм», по словам генерального директора Игоря Ильчука, наиболее привлекательны рынки Новосибирска, Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону (каждый из них в состоянии принять от 3 до 7 кинотеатров). В 2008 г. компания планирует открыть по одному кинотеатру в Уфе, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Самаре и подмосковном Орехово-Зуеве.

Кинотеатрам скоро не хватит зрителей


Стремление кинотеатральных сетей расширяться за счет регионов понятно. Столичные рынки насыщены, регионы начали подтягиваться по уровню доходов. Радужную картину светлого будущего дорисовывают международные аналитики. По прогнозам компании PricewaterhouseCoopers, входящей в четверку крупнейших в мире аудиторско-консультационных агентств, к 2011 г. кассовые сборы в российских кинотеатрах вырастут более чем вдвое и достигнут $941 млн, а посещаемость увеличится на 55% — до 155 млн посетителей в год. Такой внушительный рост в PricewaterhouseCoopers связывают с ростом доходов населения и развитием киносетей в регионах.


«Российский кинорынок будет стабильно расти, ведь сейчас степень его насыщения всего около 20–25 %, — утверждает Игорь Ильчук. — Сегодня в России около 1400 кинозалов, т.е. на 100 тыс. человек приходится всего 0,96 зала, это очень маленькая цифра. Для сравнения: в Италии на 100 тыс. человек приходится около 5 залов, в Германии и Великобритании — приблизительно 6 залов. Потенциал нашей страны в ближайшие годы — 4–5 тыс. экранов, и мы хотим активно участвовать в их открытии».


Российские аналитики дают прямо противоположные прогнозы. Согласно данным специализированного журнала «Кинобизнес сегодня», кассовые сборы на россий-ском кинорынке действительно растут: в 2006 г. — на 30%, в 2007 г. — на 23%, а вот посещаемость — стагнирует. По словам Сергея Лаврова, редактора отдела статистики журнала «Кинобизнес сегодня», количество зрителей по итогам 2006 г. выросло всего лишь на 10%, и по сравнению с 2003 годом рост посещаемости замедлился в 6 раз. «В 2007 г. количество зрителей прибавилось на 7–8%, а в следующем году не будет уже никакого роста», — прогнозирует он.


Кассовые сборы, по утверждению аналитиков, сейчас растут в основном за счет цены билета. В 2007 г. средняя стоимость посещения киносеанса выросла на 13% и достигла 135 руб. Однако этот ресурс небезграничен. По мнению Сергея Лаврова, максимум, до которого может вырасти средняя цена кинобилета, — 150 руб. «Уже сегодня многих не устраивает нынешняя цена билетов. Реальность такова, что зрители моментально реагируют на поднятие цен и перестают ходить в кино. Благосостояние людей в регионах растет медленно, да и уровень пиратства в нашей стране слишком высок», — поясняет он.


С Сергеем Лавровым согласна Ксения Леонтьева, аналитик компании «Невафильм Research». Она ссылается на данные Росстата, согласно которым россияне около трети доходов тратят на продукты, в то время как европейцы тратят на питание лишь 12–15% своего бюджета. Именно разницей в структуре расходов г-жа Леонтьева объясняет, почему нельзя измерять емкость российского кинотеатрального рынка по западным стандартам. «В европейских городах на 100 тыс. жителей приходится в среднем 8 современных кинозалов. В России же эталоном насыщенности можно считать показатель в 3–3,5 кинозала на 100 тыс. жителей, к которому близки Москва и Санкт-Петербург», — замечает она.


Превышение этого показателя чревато, о чем свидетельствует пример Казани, где к 1000-летию города построили сразу несколько многозальных кинотеатров. В результате показатель насыщенности в столице Татарстана достиг 4,04 залов на 100 тыс. жителей, что обернулось снижением общей посещаемости и как следствие — снижением общих кассовых сборов. «Построили кинотеатров больше, чем нужно, зрители «разбрелись» по залам. Чтобы поддержать рентабельность, киносети повысили цены на билеты, и люди стали меньше ходить в кино» — объясняет г-н Лавров.


Между тем, некоторые города-миллионники вплотную приблизились к оптимальному показателю насыщенности кинотеатрами. По данным «Невафильм Research», в Екатеринбурге на 100 тыс. жителей уже сейчас приходится 2,6 зала, в Челябинске — 2,47, в Новосибирске — 2,15, в Самаре — 2,1. Таким образом, в этих городах достаточно всего 1–2 мультиплексов, чтобы достичь оптимального показателя. В Ростове-на-Дону, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске степень насыщенности еще не столь высока — менее 2 залов на 100 тыс. жителей, но и в этом случае есть место только для 3–4 мультиплексов.

Девелоперы открывают собственные кинотеатры


Многие кинотеатральные сети прекрасно отдают себе отчет в том, что потенциал городов-миллионников уже сильно ограничен. В этом не признаются только девелоперы строящихся торгово-развлекательных центров, утверждают все операторы. «Девелоперы провоцируют перенасыщение рынка кинопроката, — констатирует Кирилл Иванов. — Например, в Омске на ближайшие три года заявлено порядка 16 объектов, из них минимум 8 намерены открыть у себя мультиплекс. Кинотеатр воспринимается девелоперами как автоматический эталон качества ТРЦ. И не важно, если рядом уже есть мультиплекс. Их это мало заботит».


Мультиплекс в ТРЦ — самый распространенный сегодня формат кинотеатра. Во-первых, в отдельно стоящие кинозалы заманить зрителя становится все сложнее, замечает Игорь Ильчук. Куда проще сделать это, если помимо просмотра фильмов предложить посетителю другие развлечения. Во-вторых, кинозалы, расположенные в ТРЦ, намного быстрее окупаются. «На строительство такого кинотеатра уходит меньше времени, и оно обходится гораздо дешевле», — объясняет г-н Ильчук. Кирилл Иванов добавляет, что для покупки земли под кинотеатр и строительства киносетям пришлось бы создавать собственные девелоперские структуры: «Намного проще и дешевле дождаться, когда придет крупный инвестор, построит ТРЦ правильного формата — и встать туда».


Поэтому неудивительно, что девелоперы становятся локомотивом развития кинотеатрального рынка. «Они просто навязывают открытие кинотеатров, не думая о последствиях, — замечает Ксения Леонтьева. — В результате уже сейчас сталкиваются с тем, что не могут найти себе оператора». В Петербурге, по ее словам, уже есть несколько девелоперов, которые, не сумев привлечь на свои площади ни один из сетевых кинотеатров, вынуждены были создать собственных операторов кинопоказа. Так было, например, с ТЦ «Июнь»: никто из киносетей не пожелал встать в торговый центр, на одной станции метро с которым (и в гораздо более удачном месте) уже работает кинотеатр «Кронверк Синема». «Группа компаний «Регион», строящая по России сеть ТЦ под названием «Июнь», встречалась с киносетями, в том числе и с нами, — рассказал Кирилл Иванов. — Предложение было такое: они строят 50 объектов, им нужно 50 кинотеатров. Мы ответили, что собираемся открывать не 50 кинотеатров, а только 24, и только в самых лучших местах. Судя по тому, что «Регион» решили открывать кинотеатры сами, такой ответ дали все киносети, которым поступило подобное предложение».

Альтернативы кинотеатрам в ТЦ пока нет


Как признают аналитики, не считаться с прогнозами о скором насыщении рынков в городах-миллионниках девелоперов и кинооператоров заставляет общая для всех надежда — открыться в самом удачном месте и раньше других, попасть со своими проектами в то заветное число мультиплексов, которое рынок еще воспримет.


Делая ставку на местоположение кинотеатра, от которого, по словам Кирилла Иванова, на 50–60% зависит успех проекта, киносети предъявляют соответствующие требования и к ТЦ. «Торговый центр должен стоять в местах, где уже сформировался пешеходный и автомобильный трафик, — отмечает Алексей Сидоров. — Загородные ТЦ в регионах России для нас пока неинтересны, поскольку в таких центрах кинотеатры не могут создавать самостоятельный поток посетителей — люди не поедут туда смотреть кино».


Чтобы уменьшить свою зависимость от девелоперов, некоторые сети параллельно мультиплексам в торговых центрах развивают формат крупных досугово-развлекательных центров, где основной силой притяжения является уже не шопинг, а сам кинотеатр, вокруг которого выстраиваются боулинг, детская игровая зона и фуд-корт.


По такому пути пошла компания «Киномакс», рассчитывающая до конца 2010 г. открыть по России около 6 подобных специализированных центров, первый из которых появился в конце 2007 г. в Челябинске. Борис Асриев, президент компании «Киномакс», озвучивая эти планы РБК Daily, заметил, что на Западе концепция строительства кинотеатров в торговых центрах устарела почти десять лет назад, и там необходимости привлекать людей в кинотеатры шопингом уже нет.


Аналогичной стратегии придерживается и компания «ИнвестКиноПроект», имеющая в своем портфеле также четыре ресторанных бренда (кофейня «Кофенэро», суши-ресторан «Мисаго», фаст-фуд «Блин Сметаныч» и пиццерия «Лос пиратос»). Первый пробный проект кино-развлекательного центра она осуществила в Екатеринбурге на площадке ТЦ «Карнавал», открыв рядом с «Киноплексом» собственный боулинг-центр «Болливуд» и пару точек на фуд-корте.


«Такая диверсификация дает нашим посетителям больше возможностей проведения досуга, а компании позволяет компенсировать издержки от кинопроката, где сборы от месяца к месяцу могут серьезно отличаться», — поясняет г-н Сидоров.


Однако аналитики считают, что формат досугово-развлекательного комплекса, предложенный «Киномаксом» и «ИнвестКиноПроектом», не нов. «В ТРЦ они существуют в таком же формате, только под управлением разных операторов. А здесь все объединяется под одним крылом — вот и вся разница», — замечает Ксения Леонтьева из «Невафильм Research».

Кинотеатрам придется искать свое лицо


Эксперты отмечают, что рынок кинопроката развивается пока количественно, но не качественно. По словам Ксении Леонтьевой, несмотря на рост числа залов, ассортимент афиш остается очень узким. В городах-миллионниках на киноэкранах идет не более 20 фильмов в неделю, в то время как в Москве этот показатель составляет около 50 фильмов. «Даже в Казани, где сейчас самый высокий уровень насыщенности кинозалами, ассортимент афиш не стал разнообразнее — все те же 20 фильмов, как и везде», — отмечает она.


Этому есть свое объяснение. Пока основным фактором в выборе кинотеатра остается его месторасположение и общий комфорт, ему нет нужды заботиться о репертуарной политике. Эксперты признают, что пока киносети борются не за своего зрителя, а за зрителя вообще. «Построив сегодня очередной кинотеатр в городе, где уже работают твои конкуренты, рассчитывать на то, что у тебя появится стопроцентно своя аудитория — очень смело. Просто ты заберешь у кого-то часть его аудитории», — уверен Кирилл Иванов.


Поэтому репертуарное планирование, признает Ксения Леонтьева, во многих кинотеатрах ведется на примитивном уровне. «Я знаю случаи, когда один человек составляет репертуарные планы сразу для нескольких независимых кинотеатров», — говорит она.


И пока идет первичное насыщение рынка стандартными форматами, ситуация не изменится, убеждены участники рынка и аналитики. Но города-миллионники уже близки к тому порогу, когда количество начнет перерастать в качество. Вторая волна развития рынка, прогнозируют эксперты, будет связана со специализацией и поиском кинотеатрами своего лица. «Некоторые залы начинают выходить в некие специализированные ниши и конкурировать уже за своего личного зрителя, но это скорее исключение, чем правило», — замечает Ксения Леонтьева. По ее словам, в будущем появятся форматы кинотеатров второго экрана и арт-хаусного кино, которые вне столиц пока не развиты из-за их более низкой рентабельности.


Пополнят арсенал инструментов в конкурентной борьбе за зрителя и цифровые развлечения (спортивные трансляции и концерты он-лайн в 3D), активное развитие которых ожидается в ближайшие несколько лет. «Через 2 года произойдет цифровая революция в кино, — уверен Кирилл Иванов. — Выиграют те, у кого больше денег, так как переоборудование одного зала под «цифру» стоит от 130 тыс. евро — в три раза больше аналогового кино. Вполне вероятен такой сценарий, когда прокатчиков поставят перед фактом, что кино на 35 мм больше не будет».


В то же время сами кинотеатры, по прогнозам экспертов, будут уделять больше внимания продвижению своих собственных брендов. Первым фактом, свидетельствующим об этой тенденции, стала имиджевая рекламная кампания «КАРО Фильм», стартовавшая в середине июня 2007 г. под лозунгом «Жизнь — это кино. Кино — это КАРО». «Они фактически использовали метод Coca-Cola — простой запоминающийся слоган, который быстро заседает в голове, — говорит г-жа Леонтьева. — Они первые, кто это делает. И они становятся узнаваемыми. А вслед за продвижением индивидуального имиджа начнется и индивидуальная репертуарная политика».


Борьба за зрителя начнется года через два


Александр Кузнецов
генеральный директор ГК «Электроника»

Бывали времена, когда люди утром занимали очередь за билетом на вечерний сеанс. Фильм «Москва слезам не верит» в кинотеатрах посмотрели 70 млн зрителей. «Иронию судьбы-2» — 6 млн. И на сегодня это отличный рейтинг. Рентабельность кинотеатров падает. В прошлом году сборы выросли лишь на 20%. А если бы не «Ирония судьбы-2», картина была бы печальнее. Дело даже не в стоимости билетов. У горожан появляется много альтернативных способов времяпрепровождения. Заполняемость залов в 30% считается очень хорошим показателем. Хотя на некоторых сеансах заполняемость может быть и 3%.
Сейчас кинотеатр зарабатывает прибыль в основном за счет «попутки» — игровых автоматов, продажи поп-корна, кафе... Чтобы повысить рентабельность проката, можно, конечно, набрать в репертуар блокбастеров и прокатывать их каждый день. Но выдержит ли зритель такую атаку? В прошлом году в кинотеатрах в январе шли одновременно «Гарри Поттер» и «Дневной дозор». Потом «Пираты». Через неделю — «Шрек». «Поттер», «Дозор» и «Пираты», забрали львиную долю доходов, «Шрек» — «умер». У зрителей не хватило сил на еще один блокбастер.
Из федеральных сетей в Нижнем Новгороде сейчас присутствует только «КАРО Фильм». Остальные выжидают. Для них наш город пока «невкусный» — мало «интересных площадок», куда пойдет зритель, а стоимость аренды высокая — до $20 за кв.м. Это невыгодно. Когда, например, мне предлагают такую площадку, я в ответ спрашиваю: «На процент от выручки согласитесь»? Вопрос сразу отпадает. У кинотеатров, расположенных в торгово-развлекательных центрах, есть преимущества. Но не такие большие. Утверждать, что кинотеатр в ТРЦ успешнее, чем в отдельно стоящем здании, было бы неверно. Все зависит от места. При удачном расположении могут быть успешными и проекты в ТРЦ, и отдельно стоящие кинотеатры, и формата «у дома».
Бытует мнение, что местные кинотеатры довольствуются фильмами «второго экрана». Это не так. Кто занял хорошее место, у кого наработан опыт, тот может успешно развиваться, атакуя «федералов». Сегодня «Электроника» контролирует около половины нижегородского рынка кинопроката. Мы работаем на своих площадях — у нас пять кинотеатров. Планируем открыть еще один в строящемся торгово-развлекательном центре на площади Лядова, а затем выйти за пределы региона.
Несмотря на снижающуюся рентабельность, я считаю кинопрокат перспективным. Сегодня конкурируют между собой только расположенные рядом кинотеатры, но в городе осталось много районов, где конкуренции нет. Почему это происходит? Обычно «философия» хозяев такая: я в упор не вижу конкурента, я его «сделаю». Но конкуренты думают так же. Вот и «бодаются» на одном пятачке... Другая причина — стратегия «федералов», которые хотят вытеснить соперников и завоевать рынок. Они могут работать и себе в убыток, пока сосед не сдастся, чтобы потом как локальные монополисты поднять цены на билеты.
Сегодня рекламируются в основном фильмы. Думаю, залы рекламироваться пока не будут. Зачем? Зритель прекрасно знает особенности того или иного кинотеатра: где удобнее кресла, где лучше парковка, культурнее обслуживание... И сам выбирает, куда ему идти. Можно рекламировать зал, если он действительно уникальный. Лет 15 назад в кинотеатре «Канавинский» крутили «стереофильмы». Туда шли люди не на просмотр киноленты, а «на аттракцион». Мы пробовали делать упор на достоинства кинотеатра на паре наших объектов. Не сработало. Будет у кинотеатра что-то особенное — тогда реклама можкт быть эффективной. И то на первом этапе. В кинопрокате более эффективно «сарафанное радио» — рекомендации и отзывы.
Думаю, рынок будет расти за счет привлечения новых зрителей и увеличения частоты посещений. В городе еще много людей, которые не были в кино лет по 20. Сейчас стали появляться фильмы с действительно интересным сюжетом, с хорошей актерской игрой. И в кинотеатры пошел зритель среднего и старшего возраста. Растет и благосостояние нижегородцев. Поход в кино раз пять в год может себе позволить все больше горожан.
Года через два наступит стагнация, «город поделят», и начнется борьба за зрителя — кинотеатры будут привлекать зрителя качеством услуг. Слабые игроки разорятся или продадутся.

Елена Жолобова, Деловой квартал №1

http://www.abm.r52.ru/index.phtml?rid=20&fid=243&sid=47&nid=22745
Все новости