Холодный душ для ритейла

10.09.2008
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области решило инициировать изменения в российском антимонопольном законодательстве. Глава ведомства Михаил Теодорович предлагает считать доминирующими продовольственные сети, контролирующие не 35% рынка, как сейчас, а 10%. Это, по мнению УФАС, поможет создать здоровую конкуренцию на рынке продуктового ритейла. Эксперты считают, что региональная инициатива не будет поддержана — члены правительства России уже назвали снижение порога доминирования не способствующим развитию торговых сетей.
Вчера на заседании общественно-консультативного совета при региональном УФАС руководитель ведомства Михаил Теодорович сообщил, что на следующей неделе планирует направить руководству ФАС письмо с предложением изменить критерии признания продовольственных сетей доминирующими на рынке, снизив их с 35% до 10%. По мнению господина Теодоровича, установленная ст. 5 закона «О защите конкуренции» норма в 35% оправдывает себя применительно к реализации промышленных товаров, но не к производству продовольственных товаров и их продаже. По данным УФАС, ни одна торговая сеть не занимает 35%-ную долю нижегородского рынка, однако это не мешает ритейлерам диктовать контрагентам условия поставок, навязывая производителям условия сотрудничества.
По словам главы УФАС, поправка законодательства поможет антимонопольщикам более пристально следить за крупными продовольственными сетями. «Признание компании доминирующим игроком на рынке означает, что она способна ущемлять интересы других участников. Если хозяйствующий субъект завышает цены или устанавливает неподъемные для поставщика бонусы за вхождение в сеть, мы будем проводить антимонопольные расследования. Их следствием могут стать оборотные штрафы, предусмотренные законом, которые будут действовать на некоторые компании, как холодный душ», — пояснил Михаил Теодорович.
Впрочем, нижегородская инициатива выглядит уже не слишком актуальной. В начале июля 2008 года в проект закона «О госрегулировании торговой деятельности в РФ» были внесены болезненные для крупных ритейлеров ограничения. Тогда Минэкономразвития предложило Минпромторгу снизить порог доминирования для ритейлеров в регионах с 35% до 15%, а в Москве и Санкт-Петербурге — с 15% до 5%. Такая редакция давала ФАС больше полномочий по контролю за деятельностью лидеров рынка. В этом случае компаниям пришлось бы согласовывать с ведомством расширение сетей на крупнейших рынках России. Однако уже 26 июля по итогам закрытого совещания с производителями сельхозпродукции, переработчиками и торговыми сетями, состоявшегося в Краснодаре, первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что правительство отвергло предложенный законопроект о госрегулировании торговли и намерено подготовить его новую редакцию. Основные изменения будут заключаться как раз в смягчении антимонопольных норм, а также в стимулировании развития торговых сетей.
Отраслевые эксперты полагают, что инициативу нижегородского УФАС вряд ли поддержат в Москве, поскольку она не направлена на развитие продовольственных сетей. Генеральный директор группы ВКТ (развивает сети «Райцентр», «Точка» и др.) Алексей Зудин считает, что 10% — это низкий порог для доминирования на рынке, под который попадают почти все представленные на нижегородском рынке сети: «Райцентр», Spar, «Магнит», «Перекресток», «Копейка». «Между магазинами такого формата конкуренция абсолютно здоровая, на одной улице зачастую рядом располагаются и „Магнит“, и „Перекресток“. Просто у нас появится еще одно надзорное ведомство, которое будет нас проверять и штрафовать уже в соответствии с нашим статусом монополистов», — подчеркивает господин Зудин.
Аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская говорит, что предложение о снижении порога доминирования породит коррупцию, поскольку бюджеты и стратегии развития крупных ритейлеров разработаны с учетом увеличения доли на рынках и отказываться от планов компании не будут. А это значит, что им придется решать вопросы с надзорным ведомством в обход законодательства.
«Государство не может даже между собой договориться о том, как урегулировать цены. С одной стороны, нижегородская мэрия закрывает мини-маркеты и рынки, с другой — федеральное ведомство пытается давить на крупный бизнес», — отмечает глава нижегородской консалтинговой компании «Магазин готового бизнеса» Юрий Кузьмичев. По данным господина Кузьмичева, в Нижнем Новгороде всего два игрока на рынке продуктового ритейла имеют доли 10% и выше: 10% приходится на Х5 Retail Group (развивает сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»), 20% — у сети «Магнит». «В случае если предложенные изменения в антимонопольное законодательство все-таки внесут, то от этого проиграет в первую очередь потребитель. Все оборотные штрафы будут закладываться в цены на продукты не первой необходимости», — констатирует госпожа Бобровская.
http://www.kommersant.ru/region/nnov/page.htm?year=2008&issue=162&id=274724§ion=7278
Все новости