Пища для кризиса

06.11.2008
О том, что практически все продуктовые сети в Нижегородской и Самарской областях просят увеличить время расчетов с 20-30 дней до 50-60, рассказали «Ведомостям» гендиректор Дзержинского мясокомбината Алексей Костюнин и председатель совета директоров свинокомплекса «СВ-Поволжское» Алексей Гриншпун. Поставщики, по словам Костюнина и гендиректора птицефабрики «Сеймовская» (Нижегородская обл.) Артура Холдоенко, наоборот, просят предоплату. Дзержинский мясокомбинат рассчитывается с поставщиками в день поставки и не может согласиться на послабления ритейлерам — иначе придется еще больше занимать в банках, говорит Костюнин.

По словам Гриншпуна, «СВ-Поволжское» вынуждено сократить поставки в некоторые сети на 20-25%. А гендиректор тольяттинского Комбината шампанских вин и коньяков Сергей Шелест сообщил, что из-за задержек платежей в сентябре — октябре они снизили поставки в самарские магазины на 50%. Самарский дистрибутор алкоголя «Стандарт» прекращает поставки сетям, хоть раз задержавшим расчеты, говорит гендиректор компании Михаил Тимошин.

Гендиректор нижегородского торгового дома «Медведь» Андрей Горбатов рассказывает, что поставщики отказали ему, когда в начале октября он попросил увеличить период расчетов с 21-30 дней до 45. «Медведь» теперь может отложить до января-февраля 2009 г. открытие двух магазинов, запланированное в ноябре-декабре этого года — к тому же нет и гарантий возобновления банковских кредитных линий.

Шелест говорит, что в сентябре — октябре дебиторская задолженность дистрибуторов (через которых завод работает с сетями) выросла в три-четыре раза «до десятков миллионов рублей». Тимошин отказался привести точные цифры. Долг торговых предприятий перед хлебопеками Нижегородской области в октябре вырос на 50 млн руб. до 130 млн руб. и продолжает расти, говорит президент ассоциации «Нижегородский хлеб» Виктор Головачев.

Несколько производителей сообщили, что больше всего просрочек допускают сети «Мосмарт» (магазин в Самаре) и «Патэрсон» (четыре магазина в Самаре), проблемы есть у тольяттинской сети «Посадский» (95 магазинов). Корреспонденты «Ведомостей», посетившие крупные универсамы, обнаружили, что в самарском «Мосмарте» почти нет пива, рыбы, мясных продуктов, в «Патэрсонах» стало меньше молочных продуктов, алкоголя и бытовой химии.

PR-директор «Мосмарта» Евгений Сухариков объясняет, что производители поднимают цены до 20%, поэтому сети и вынуждены просить отсрочек. X5 («Перекресток» и «Пятерочка») борется с повышением цен производителей иначе: ранее исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис говорил «Ведомостям», что сеть отказалась от 100 «подорожавших» поставщиков из 4000 — в основном в Поволжье и на юге России.

Тимошин подтверждает, что из-за инфляции цены на алкоголь поднялись в октябре на 3%. Дзержинский мясокомбинат повышал цены из-за роста цен на сырье (в первом полугодии — на 20-35%), говорит Костюнин. Последний раз — 31 октября: до 10% по отдельным позициям.

Аналитик «Антанта пиоглобал» Андрей Верхоланцев считает, что люди станут меньше покупать товаров по ценам выше средних (алкоголя премиум-класса, дорогих сыров, колбас), что может впоследствии повлечь сокращение потребительской корзины на 10-15%. Но на товары первой необходимости спрос не упадет, уверен Верхоланцев. У крупных сетей ситуация выправится до конца года, им уже начали выдавать кредиты, ассортимент обеднеет несущественно, добавляет он.

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/11/05/167414
Все новости