Много продавцов, мало покупателей

28.01.2009
К началу года желающих приобрести функционирующие предприятия стало втрое меньше в сравнении с прошлогодним сентябрем, сообщил «Ведомостям» директор нижегородского «Магазина готового бизнеса» (МГБ) Юрий Кузьмичев.

В сентябре 2008 г. в МГБ поступало 30-40 обращений от потенциальных инвесторов в неделю, вдвое больше докризисного уровня, свободные ресурсы появились после того, как инвесторы забрали деньги с банковских депозитов и ушли с фондового рынка, объяснил Кузьмичев. Но выбор у тех, кто имел свободные деньги, в сентябре — октябре был невелик: в месяц совершалось не более десяти сделок.

Однако повышенный интерес инвесторов держался всего месяц. С регионального рынка почти ушли москвичи, которые до кризиса составляли около 30% покупателей, объясняет Кузьмичев, а нижегородцы не без оснований ждут дальнейшего снижения цен. Малые предприятия, стоившие до кризиса 5 млн руб., теперь уходят за 2-3 млн руб., средние — за 10 млн руб. против прежних 12-15 млн руб. А на компании стоимостью более 15 млн руб. спрос падает: продаются одна-две вместо трех-четырех, говорит Кузьмичев.

Владелец фирмы — изготовителя крепежа для гипсокартонных конструкций Мария Захарова не может продать ее четыре месяца, хотя за это время вдвое сбавила цену. Захарова брала кредит на покупку оборудования, банк потребовал досрочно погасить заем.

Другой нижегородский предприниматель только что продал магазин в 70 кв. м в одном из райцентров области, чтобы, по собственным словам, «уйти в кэш и переждать кризис». Он удовлетворился 107 000 дол., а еще летом бизнес оценивался в 220 000 дол. Магазин купил начинающий бизнесмен, решивший попробовать свои силы в кризис.

Чаще всего инвесторы интересуются компаниями стоимостью 50 000-300 000 дол. с доходностью инвестиций от 50% годовых, что позволяет окупить вложения за год-полтора (небольшие парикмахерские, мини-пекарни, транспортные фирмы), а раньше их устраивали три-четыре года, говорит директор «Банка готового бизнеса-НН» Владимир Васильковский. Бизнесы стоимостью от 1 млн дол. с серьезными активами (производство), по его словам, рассматриваются при условии рентабельности не ниже 25-30%.

Кузьмичев и Васильковский отмечают появление редких до кризиса предложений по вхождению в бизнес. Собственники компаний готовы делиться долей, поскольку банковские кредиты или слишком дороги (средняя ставка в рублях превышает 25% годовых), или недоступны вовсе, объясняет Кузьмичев. Эта тенденция, по его мнению, будет доминировать в 2009 г.

Кузьмичев прогнозирует спрос на небольшие рентабельные предприятия общепита, услуг, продуктовой розницы (формат «магазин у дома»), на автосервис и заправки.

Рентабельность маленьких магазинов падает и продать их реально лишь по цене недвижимости, не согласен гендиректор нижегородской сети магазинов «Мясновъ» Владлен Альтшуллер. Сетевикам неформатные торговые точки не нужны, добавляет он.

В Нижнем выставлено на продажу не менее десятка ресторанных проектов, говорит председатель совета директоров ресторанного холдинга «Пир» Олег Кондрашов. Покупателей, по его сведениям, не много: большинство ресторанов не имеют возможности развиваться. «Пиру» предлагают купить минимум два ресторана в месяц. Холдинг готов рассмотреть проекты с интересной концепцией, говорит Кондрашов.

Васильковский отмечает «вал предложений» о продаже предприятий стройиндустрии, связанных с ними транспортных и лизинговых компаний и риэлторских контор.

Наступивший год пройдет под знаком слияний и поглощений в тех секторах бизнеса, которые в большей степени пострадают от кризиса, не сомневается экономист Unicredit Aton Владимир Осаковский. В реальном секторе на продажу могут выставляться как самостоятельные бизнесы, так и активы, выделяемые в результате реструктуризации, говорит Осаковский. Так, «Дзержинское оргстекло» в этом месяце продало немецкой RohMax Additives производство присадок к автомаслам, чтобы сосредоточиться на основном производстве — оргстекла.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/01/27/178719
Все новости