«Евросеть» сворачивается

02.02.2009
Один из ведущих российских сотовых ритейлеров «Евросеть» планирует закрыть 90 магазинов в Приволжье и таким образом оптимизировать расходы в условиях финансовой нестабильности. Эксперты называют действия «Евросети» обоснованными, прогнозируя падение российского рынка мобильного ритейла в натуральном выражении на 30%.

О том, что в ближайшее время «Евросеть» намерена закрыть в Приволжье 90 фирменных магазинов, в том числе восемь в Нижегородской области, „Ъ“ сообщил управляющий филиалом «Поволжье» компании Валентин Друзяк. По его словам, эта мера направлена на оптимизацию расходов компании. «Количество магазинов, которое останется работать в этом году, во многом зависит от переговоров с арендодателями — мы закрываем только неэффективные торговые точки», — пояснил господин Друзяк. При этом он отметил, что «компания практически ничего не потеряет». По данным «Евросети», при закрытии, например, 10% торговых точек продажи компании снизятся на 5%, но значительно улучшится показатель EBITDA. По оценке аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, в открытие этих точек сотовый ритейлер вложил порядка 5,5 млн. дол. — из расчета 60 тыс дол. на точку.

«Евросеть» владеет 5,1 тыс. салонов связи в России, Казахстане, на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Армении и Киргизии. Оборот за 2007 год — 5,6 млрд. дол., выручка — 3,144 млрд.дол. В сентябре 2008 года за 1,25 млрд дол.100% ритейлера купил предприниматель Александр Мамут, который позднее продал 49,9% компании за 22 млн. дол. «Вымпелкому» с опционом еще на 25%.


По оценкам J’son&Partners, лидером по количеству точек продаж в Нижегородской области является «Евросеть» (90 магазинов), также в регионе представлены «Телефон.Ру» (37 магазинов), «Диксис» (21 магазин) и другие. По оценкам ИК «Финам», объем рынка сотовой розницы в 2008 году составил 150–160 млн. дол.По данным участников рынка, средняя ежемесячная стоимость аренды 1 кв. м в Нижегородской области составляет 2,5 тыс. руб.


Отраслевые эксперты считают действия «Евросети» обоснованными, указывая на то, что в нынешних экономических условиях ни один ритейлер не может себе позволить содержать в сети убыточные салоны. «Все ожидают снижения объемов продаж. В 2009 году российский рынок мобильного ритейла упадет в натуральном выражении на 30% и составит 24 млн штук», — прогнозирует ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин добавляет, что в 2009 году в денежном выражении рынок сократится на 10–15% и не превысит 6,5 млрд. дол. PR-директор сети «Телефон.Ру» Людмила Игнатьева полагает, что, закрыв часть точек, «Евросеть» сможет добиться существенного снижения арендных ставок на других объектах: «Пока не все арендодатели реально представляют размах кризиса в мобильном ритейле. И не исключено, что декларация намерений «Евросетью» поспособствует пониманию между сотовыми ритейлерами и арендодателями».

По прогнозам господина Муртазина, процесс закрытия салонов «Евросетью» продолжится. Аналитик напоминает, что долги компании за последние три месяца возросли до 1,2 млрд. дол. (в сентябре — 850 млн. дол.). «Спрос будет снижаться, и шанс выведения «Евросети» на безубыточность в перспективе ближайших лет минимальны, а компании еще нужно рефинансировать задолженность. Собственник «Евросети» «Вымпелком» может без проблем дотировать их деятельность, но он традиционно большое внимание уделяет финансовой эффективности и просто не заинтересован в убыточных активах», — добавляет Максим Клягин.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1110309
Все новости