"Небойкая торговля"

19.02.2009
Оборот розничной торговли в Нижегородской области в январе 2009 г. уменьшился до 23,954 млрд руб. (в январе 2008 г. был рост на 17,9%), сообщил Нижегородстат. В Самарской области, по данным Самарастата, оборот розничной торговли в январе 2009 г. увеличился до 30,6 млрд руб. против роста на 18,4% годом ранее.
В прошлом году в Нижегородской области был самый высокий в Приволжском федеральном округе (ПФО) уровень инфляции (15,3%, в Самарской области — 12,3%), что заставляет население больше экономить, объясняет аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков. В январе, по данным Нижегородстата, инфляция составила 3,4%. Кроме того, Нижегородская область ближе, чем Самарская, к Москве, которая отвлекает на себя часть товарооборота, полагает эксперт.
В Нижегородской области упали показатели розницы даже в традиционно преуспевающей торговле продуктами питания. Сеть продуктовых магазинов «Торговый дом «Народный» снизила оборот в январе на 15%, сообщил гендиректор сети Василий Пушкин. В»Торговом доме «Медведь» оборот сократился на 5-10% в зависимости от расположения точек, сказал гендиректор Андрей Горбатов. Сообщить абсолютные цифры ритейлеры отказались. С октября — ноября 2008 г. покупатели предпочитают более дешевую продукцию, единодушно отметили Пушкин и Горбатов. Если молоко и хлеб еще покупают, то колбасу, особенно дорогую, и алкоголь — практически нет, констатирует Горбатов. «Народный» начал сокращать ассортимент, оставляя только лидеров продаж, добавил Пушкин. В частности, из 20 сортов пива планируется оставить 10.
А самарские магазины «Пятерочка» и «Перекресток» в январе увеличили выручку на 25%, заявил руководитель поволжского филиала X5 Retail Group Владимир Рыжков. Однако в феврале интересы покупателей начали смещаться в сторону товаров среднего и низкого ценового сегмента — консервов, дешевых макарон, отметил он.
Падает спрос в Нижегородской области также на бытовую технику и автомобили. В федеральной сети магазинов «Эльдорадо» в этом январе товарооборот снизился «на несколько процентов», сказал PR-директор сети Илья Новохатский. Он отмечает переток потребителей из премиум-сегмента (например, холодильники от 35 000 руб.) в средний (18 000 руб.) и низкоценовой (от 9000) сегменты. Генеральный менеджер ГК «Электроника» (нижегородская сеть бытовой техники) Виктор Зверев объяснил снижение покупательского спроса в сети сокращением потребительского кредитования. Средняя ставка по потребкредитам увеличилась, а количество отказов в этих кредитах возросло почти втрое (оценка «Финам менеджмента»). В «Эльдорадо» прогнозируют падение в целом по рынку бытовой техники в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 10-30%.
В «Нижегородце» (официальный дилер Land Rover, Jaguar, Ford, Nissan, Hyundai, Chevrolet, Sens) продажи в январе 2009 г. упали, признал гендиректор компании Сергей Лимонников, отказавшись назвать конкретные цифры. Многие потенциальные покупатели потеряли работу, многие отложили дорогостоящие покупки, объясняет он. А дилер Skoda «Автомир Богемия Самара», напротив, увеличил продажи в январе 2009 г. в 2,8 раза, говорит гендиректор компании Дмитрий Маврин. Но уже в феврале он ожидает снижение продаж до уровня февраля прошлого года. В 2009 г. в целом, по мнению Маврина, продажи снизятся минимум на 40% из-за сокращения кредитных программ. До кризиса около 55% автомобилей покупалось в кредит, сейчас — не более 15%, отмечает он.
Розничную торговлю одеждой в Самаре кризис тоже затронул. Топ-менеджер крупной сети по торговле одеждой говорит, что в январе продажи не возросли, оставшись на уровне января 2008 г. Но в 2009 г. в целом он ожидает падения минимум на 15%, поскольку ритейлеры сильно зависят от курса рубля.
В 2009 г. оборот организованной розницы снизится на 10-20%, считает Пушкин из «Народного».
Екатерина Чичурина
Антон Утехин
Ведомости
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/02/18/182308
Все новости