Генералы щебневых карьеров

13.01.2010
Дорожно-строительная компания «Магистраль» намерена в судебном порядке получить контроль над государственным Новомирским горно-обогатительным комбинатом (ГОК), разрабатывающим Смирновское месторождение карбонатных пород в Вадском районе Нижегородской области — единственное в регионе крупное месторождение нерудных материалов. Контрольный пакет был заложен в счет долга ГОКа перед «Магистралью» в 40 млн руб., который компания пытается взыскать в арбитраже. Кредитор может консолидировать и 100% акций ГОКа, если выкупит выставленные на торги оставшиеся 49% акций предприятия. Но эксперты полагают, что комбинат может быть интересен не только «Магистрали», но и другим участникам рынка.

Как сообщили „Ъ“ в арбитражном суде Нижегородской области, ООО «Фирма „Магистраль“» (см. справку) подала иск к региональному министерству государственного имущества и ОАО «Новомирский горно-обогатительный комбинат» о взыскании 40 млн руб. долга по договору займа и обращении взыскания на акции общества. Таким образом, «Магистраль», в декабре 2008 года кредитовавшая находившееся в кризисном положении госпредприятие, намерена получить контрольный пакет его акций. Судебное заседание назначено на 14 января. В мингосимущества вчера не комментировали претензии дорожников. Связаться с гендиректором фирмы «Магистраль» Андреем Жижиным не удалось.

По информации „Ъ“, не исключено, что судебный процесс, инициированный «Магистралью», завершится заключением мирового соглашения. Ранее министр госимущества региона Александр Макаров считал возможным, что контрольный пакет акций Новомирского ГОКа отойдет его кредиторам. «Мы предложили кредиторам схему, согласно которой акции, служившие залогом, передаются в счет кредитов, а остальные 49% вместе с имуществом предприятия они смогут приобрести с торгов», — в конце прошлого года объяснял министр.

Торги по продаже 49% акций Новомирского ГОКа назначены на 9 февраля. Кроме ценных бумаг, которые выставлены по стартовой цене в 11,475 млн руб., мингосимущества также продает производственный дробильно-сортировочный комплекс и автоспецтехнику ГОКа (начальная цена — 55 млн руб.).

Областные власти неоднократно пытались продать 49% акций Новомирского ГОКа, но всякий раз торги откладывались из-за отсутствия заявок. Потенциальных инвесторов могло не устраивать финансовое состояние предприятия: по данным на 30 сентября 2009 года, только долгосрочные обязательства ГОКа составляли 111,6 млн руб. Попыткам продать акции комбината предшествовал разразившийся в 2003-2004 годах скандал, связанный с попыткой незаконной допэмиссии акций предприятия. В организации мошенничества тогда подозревали супругу бывшего губернатора Гулю Ходыреву, но в итоге в сентябре 2008 года уголовное дело закончилось осуждением на условные сроки бывших топ-менеджеров Главного управления дорожного и транспортного хозяйства Нижегородской области.

Чем известна «Магистраль»
ООО «Фирма „Магистраль“» зарегистрировано в Нижнем Новгороде в сентябре 2002 года. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка в 2007 году — 894,5 млн руб., чистая прибыль — 327 тыс. руб. По данным ЕГРЮЛ, соучредители — Александр Чуркин, Максим Шапошников, Олег Терехин. В октябре 2008 года компания выиграла конкурс на строительство участка автотрассы М-7 «Волга» — так называемого южного обхода Нижнего Новгорода — стоимостью более 6 млрд руб. Второй участник конкурса — ООО ПО «Теплотехник» — обжаловал его итоги в ФАС, которая в свою очередь обратилась в арбитраж. В итоге суд подтвердил законность тендера.

Адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Руслан Конорев не исключает, что, выдавая заем под залог контрольного пакета акций ГОКа, «Магистраль» изначально рассчитывала на невозврат средств и получение ценных бумаг комбината в обход процедуры аукциона. В этом случае, считает юрист, компания наверняка заинтересована в приобретении оставшихся акций и имущества ГОКа. «Желание областных властей избавиться от 49% акций убыточного предприятия вполне понятно. Если же торги не состоятся, а кредитор к тому времени уже приобретет права на контрольный пакет, он может направить в ОАО обязательное предложение о продаже ему оставшихся акций и активов предприятия», — объясняет господин Конорев. По мнению начальника регионального Главного управления по строительству автомобильных дорог Александра Герасименко, в торгах акциями ГОКа наверняка будет участвовать не только «Магистраль», но и другие инвесторы. «Это очень перспективный карьер с залежами щебня высоких марок, которые толком не разрабатывались, недалеко от железнодорожной ветки. Причем Новомирский ГОК наверняка будет интересен не только дорожно-строительным организациям — существует серьезный профильный бизнес по разработке карьеров и продаже щебня. По крайней мере, до кризиса ГОКом интересовались две московские компании, в том числе одна банковская группа», — отметил господин Герасименко.

Роман Кряжев
Коммерсантъ(Н.Новгород)
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1302146
Все новости